Виды готовности ребенка к школьному обучению
· Во-первых, в кризисные периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка.
· Во-вторых, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребёнок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.п.
· В-третьих, в кризисные периоды всякий ребёнок становится трудным.
Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер проявляются в симптомах кризиса. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Именно в этом возрасте начинается формирование личности ребёнка.
Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребёнка уделено в теоретических работах Л.И.Божович. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения [19;36; 38].
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками знаниями».
Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. Ребёнок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические [8; 12; 37.]. Таким образом, к началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хороша эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности [12; 15; 23.].
o Психологическая готовность детей к обучению в школе
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости оттого, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребёнка к началу школьного обучения [1; 3.].
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно – мотивационную и волевые сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определённую структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи. Количество и характер взаимосвязей каждого УВК определяют его вес в структуре готовности (таблица 4). Чем выше вес УВК, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения.
Рекомендуем к прочтению:
Программа формирования морального самосознания подростков для профилактики
деликвентного поведения
В ходе анализа результатов исследования была выявлена лишь частичная сформированность морального уровня самосознания подростков, его рост по мере взросления, развития социальной зрелости. Но при этом наблюдалась инфантильность суждений, и ...
Факторы, предопределяющие становление и развитие агрессивности в детском
возрасте
Поскольку большинство исследований на предмет возникновения в поведенческом репертуаре агрессивных реакций фокусируются на том, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения, центральной темой этого параграфа будет ...
Классификация видов наблюдения
Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы связи его с теорией и этапом исследовани ...