Деятельность психологической службы с персоналом УИС

Страница 1

Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[1], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

В массовом сознании бытует расхожее мнение о том, что в УИС работают люди садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Этот стереотип чаще всего формируется на основе целенаправленного искажения событий в СМИ, влияния ряда детективных произведений, фильмов, взявших на себя роль трансформатора массового пенитенциарного опыта, отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности.

И хотя специально проведенное исследование(Б.Г. Бовин, 1993) установило, что в целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов, общественный резонанс привел к необходимости изучение причин нарушений законности в местах лишения свободы пенитенциарными психологами и педагогами (М.Г. Дебольский, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев и др.).

Было, в частности, выявлено, что причинами противоправных действий сотрудников ИУ служат:

· Несоответствие личностных качеств требованием профессиональной деятельности;

· Слабый профессионализм;

· Эмоциональное несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.);

· Влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве;

· Слабая материальная обеспеченность сотрудников;

· Профессиональная деформация персонала.

Последний феномен заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющее на ее осуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.

Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:

· Закрытость исправительных учреждений;

· Идентификация сотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;

· Тесный контакт с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;

· Высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.

Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. Исследования, проведенные учеными ВНИИ МВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которым свойственны агрессивность, чем среди молодых сотрудников. Наглядный механизм формирования профессиональной деформации описан в работе «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль («надзиратель») меняет психологию и поведение человека. Таким образом, профессиональная деформация-это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление российского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Психологический портрет врача.
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью ...

Влияние означающего на означаемое
Влияние означающего на означаемое рассматривается в работах постфрейдистского направления; основой данного исследования стали труды Жака Лакана. По Ж. Лакану, суть означаемого – это явление, суть означающего – это обозначение явления чере ...

Проявления личности в раннем возрасте.
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления пр ...