Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера

Общая психология » Психологические особенности изучения спортивного характера » Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера

Страница 2

Большое разнообразие списков спортивно-волевых черт личности, приводимых разными авторами, заставляет искать пути их эмпирического обоснования. Одним из них является выделение спортивно - волевых черт на основе семантического сходства. В психологии накоплен большой опыт такой работы, например, проводились исследования личностных черт с помощью методики "Контрольные списки прилагательных". Наша работа строилась на сходных принципах. Разница состояла в том, что факторизации подлежало не все пространство личностных черт, а только черты, относимые к классу спортивно-волевых большинством испытуемых.

Из списка прилагательных, взятых в словаре русского языка С.И. Ожегова, эмпирическим путем выделялись характеристики спортивно-волевого характера и безвольного человека. Испытуемые выбирали из списка те прилагательные, которые с их точки зрения характеризуют волевого и безвольного человека в спорте. В итоговом списке оказалось 38 прилагательных - характеристик спортивно-волевой личности и 38 - характеристик безвольной. Каждое отобранное качество называлось не менее чем в 25% случаев. В результате факторного анализа список черт был сокращен. Проведено сравнение окончательного списка с некоторыми теоретическими подходами в области спортивной психологии. На основе выделенных характеристик разработан опросник спортивно-волевых качеств (далее опросник СВК), прошедший полную психометрическую проверку.

Было проведено исследование, направленное на выделение спортивно-волевых особенностей личности экспериментальным путем, и разработан опросник по диагностике выделенных качеств [15, с.169].

Испытуемыми явились 106 студентов физкультурного института: 79 - юноши, 27 - девушки в возрасте 19-20 лет.

Испытуемым предлагался список прилагательных, характеризующих спортивный характер человека; они были выписаны из словаря русского языка С.И. Ожегова. Из 53 000 слов, содержащихся в словаре, таких прилагательных оказалось 1342. В список были включены те из них, которые характеризуют человека не только прямо, но и иносказательно, например "беспозвоночный". Инструкция содержала просьбу выбрать из списка прилагательные, которые, с точки зрения испытуемого, характеризуют спортивно-волевого человека. Ту же самую процедуру испытуемые проделывали в отношении характеристик безвольного слабохарактерного человека. Число выбираемых прилагательных не ограничивалось, незнакомые слова нужно было пропускать.

После получения протоколов 76 испытуемых процедура была упрощена. Из списка были исключены прилагательные, которые испытуемые не выбрали ни разу. Таким образом, были составлены два списка. Первый - с характеристиками спортивно-волевого человека (543 прилагательных), второй - с характеристиками безвольного слабого (614 прилагательных). В дальнейшем испытуемым предлагалось выбрать характеристики спортивно-волевого человека из первого списка, а характеристики безвольного слабого - из второго. Это сделало процедуру эксперимента менее трудоемкой.

Половине испытуемых предлагалось начать выбор с характеристик спортивно-волевого человека, другой половине - с характеристик безвольного слабого; в каждой из этих групп половина испытуемых приступала к выбору с начала списка, а остальные - с конца.

В результате обработки протоколов в список были включены прилагательные, наиболее часто (не менее чем 25% испытуемых) выбираемые в качестве характеристик спортивно-волевого и безвольного человека. Таких прилагательных оказалось 43 для волевого человека и 38 - для безвольного; список был немного сокращен за счет удаления прилагательных - явных синонимов.

Затем 81 испытуемому было предложено оценить выраженность спортивно-волевых качеств и качеств безвольного человека у себя по 100-балльной шкале: 0 - минимальная выраженность качества, 100 - максимальная выраженность [15, с.170].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями ...

Психологические концепции эллинизма
После появления наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, ск ...

Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (46, 241 с.). Само же ...