Заключение
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что выдвинутые ранее гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и уровня субъективного контроля подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы – частично, а вторая, – относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.
Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков – подростков, так и у девочек –подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично – у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов.
Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии. А так же служит поводом для разработки программы по формированию морального самосознания с учетом социальной ситуации развития подростков, наличным уровнем развития морального самосознания.
В данной работе была разработана тренинговая программа формирования морального самосознания подростков для профилактики делинквентного поведения. В ней развитие морального самосознания подростков осуществляется сообразно определенной последовательности в соответствии с теоретическими взглядами на природу и развитие самосознания Л.С. Выготского:
1. Рост и возникновение собственного образа.
2. Перенесение собственного образа «вовнутрь».
3. Интегрирование. Осознание себя как единого целого.
4. Отграничение личности от окружающего мира, осознание отличия и
своеобразия своей личности.
5. Переход к суждению о себе по внутренним, моральным критериям.
6. Нарастание интериндивидуальной вариации.
Данная программа еще не была реализована, поэтому нельзя говорить о ее эффективности в формировании морального самосознания подростков, возможно, по ходу ее реализации содержательная структура и последовательность отдельных упражнений будет подлежать коррекции. И, тем не менее, мы надеемся, что в целом специфика данной тренинговой программы позволит достичь своего назначения.
Рекомендуем к прочтению:
Искажения психологического возраста
Описывается психологическая обратимость возраста. Об увеличении своего возраста также давно известно. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настоятельно утверждать, что «Я не маленькая», хотя она еще маленькая, и ей самой это прек ...
Учеба
Азат является ударником, преобладают оценки пять над четверками. Одинаково успевает по всем предметам, вместе с тем оценивает уровень знаний гораздо шире рамок, установленных учебной программой, ведь участник олимпиад по городу. Кругозор ...
Процесс самоутверждения и основные его характеристики.
Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. ...