Психосоциальные аспекты особенностей одаренности

Психологические особенности одаренных детей » Психосоциальные аспекты особенностей одаренности

Страница 5

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес: к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот ниже или выше.

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому и т.п.); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; обладает исключительной для своего возраста физической силой", демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег и т.п.).

Перечисленные сферы одаренности (таланта), вероятно, не являются исчерпывающими, но полезны в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.

В зарубежной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основан на системе единой оценки (I35 баллов по шкале Стекфорд-Бйне), Второй - основывается на комплексной оценке.

Система комплексной оценки основывается, на множестве оценочных процедур: результаты группового тестирования; рекомендации классных руководителей, серии опросных листов, заполняемых учителем и родителями (опросные листы заполняются для определения способностей в перечисленных сферах). Эта система имеет серьезное преимущество над всеми другими.

А.Г. Ковалев и З.Н. Мясищев отмечают, что в системе различных методов изучения способностей и одаренности "по праву первым методом является исследование истории личности"(5), т.е. ведение карты "история развития личности ребенка".

Н.С. Лейтес и ряд других психологов используют метод "срезов".

Из стандартизированных методов измерения интеллекта наиболее распространенными являются следующие:

Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста гак и у взрослых. Этот тест, в основном, исслёдует вербальную сферу, и считать ребёнка одарённым можно при IQ, равном 124 баллам или выше.

Шкала Зеяслера также применяется для измерения общих умственных способностей. Она состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действий, также содержащей 5 субтестов и ряд других тестов.

Из стандартизированных тестов достижений, предназначенных для выявления детей, имеющих исключительные способности к чтению, математике, и естествознанию, наиболее распространенными в стране являются:

Комплекс диагностических методик, позволяющих оценить готовность детей к школе разработанный Б.А. Бугременко, A.Л. Венгера и другими'.

Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений, как уже говорилось выше, являются дополнительным важным инструментом выявления одаренных детей. И если учителя имеют достаточный опыт в применении оценочных шкал, их мнение можно считать достаточно надежным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, большая часть глухих детей, находящихся с 2 — 3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зритель­ного восприятия, близкого к нормальному. Дети хорошо р ...

Понятие, особенности и классификации обыска
В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено понятия обыска. Обыску посвящена статья 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но в ней раскрываются только основания и порядок производства этого следственного ...

Женщины и боязнь деформации
Руководитель - диктатор "во время работы". (Владимир Ленин) Утратить женственность не самая привлекательная профессиональная перспектива. Если посмотреть на российских женщин, которые занимают руководящие посты, то складывается ...