Проблемы понимания подростков взрослыми

Страница 5

Исследователи выделяют следующие психологические особенности внутрисемейных отношений у подростков с различными нарушениями поведения:

1) неустойчивость воспитания, выражающаяся в колебании между гипопротекцией и гиперпротекцией;

2) предпочтение в подростке детских качеств, стремление игнорировать взросление детей и способствовать развитию непосредственности, наивности, игривости, то есть желание затормозить социализацию ребенка;

3) проекция на подростка собственных нежелательных качеств, когда родитель в подростке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе;

4) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, которые, манипулируя ребенком, пытаются доказать свою правоту противной стороне;

5) нарушения супружеских отношений между родителями;

6) неразвитость родительских чувств, когда родители предпочитают не иметь дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к интересам и потребностям;

7) воспитательная неуверенность родителя, когда он идет на поводу у ребенка, уступая и потакая ему во всем.

Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. В подобных семьях личность формируется под прямым воздействием социально вредных поступков взрослых, усваивая опыт антиобщественного поведения [13, с.47]. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: не говори, не доверяй, не чувствуй. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребенка, но и негативно сказывается на формировании его личности. Это ощущается впоследствии всю жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя; дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожиданий взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей, их часто осуждают за действия и чувства их родителей; родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка; осуждение родителями поступков ребёнка формирует отрицательную оценку его личности в целом; дети чувствуют себя заброшенными; родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать и делать то же, что и они, выглядеть так же, как они; самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка; родители могут относиться к ребенку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребенком; чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье - вина, страх, обида, злость, - становятся движущими силами в его дальнейшей жизни.

Иногда семейный разлад переходит в жестокое физическое обращение родителей со своими детьми. Здесь важно отметить, что опыт физического насилия в детстве является предвестником делинквентности вообще и совершения насильственных преступлений, в частности.

Матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Это происходит потому, что женщина чаще, чем мужчина, оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Кроме того, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также обязанностями по воспитанию детей увеличивает вероятность ее стресса [13, с.52].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
Слово «семья» имеет несколько значений: 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. 2. перен. Род, поколение ...

Взаимосвязь коммуникативных навыков у подростков
Выявление и развитие одаренных подростков, реализация их потенциальных возможностей на сегодняшний день является одной из наиболее приоритетных социальных задач. Для них очень важно психологическое сопровождение, так они имеют ряд специфи ...

Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...