Семья и её влияние на формирование личности ребёнка

Страница 2

Первые психоло­гические и социологические исследования, убедительно пока­завшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во вся­ком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уро­вень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контак­ты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, опять же осо­бенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость, и т. д.

У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, сужен­ный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная муж­ской поддержки, часто психологически травмирована, что от­ражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успевае­мости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благопо­лучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бесси­лие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется беско­рыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрица­тельно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, залас­канный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физи­чески и морально слабым или же начинает бунтовать. Как по­казывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д. и т. п.

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень роди­тельского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов и ограничивающие эффективность родительского воспитания.

1. Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверст­ники и общественные институты социализации.

2. Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разно­му и с разным успехом воспитывают детей своего и противопо­ложного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

3. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.

4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценност­ных ориентациях родительского поколения и поколения детей).

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их соци­ально-психологических последствий.

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсатор­ные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эф­фект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабаты­вает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждается, родители все делают сами [41].

Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов­ской власти в семье — величайшая социальная катастрофа, по­скольку вместе с отцовством оказались подорваны все внеш­ние и внутренние структуры власти, дисциплина, самооблада­ние и стремление к совершенству. «Общество без отцов» озна­чает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассив­ную вседозволенность и т. п.

Личность развивается и меняется на протяже­нии всей жизни, под влиянием множества разных людей и об­стоятельств.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Вывод
Все мы любим праздники, любим ходит в гости и любим, когда гости приходят к нам. А ведь можно научиться проводить долгожданные дни весело и интересно. Можно научиться сделать так, чтобы и ваши гости, и ваши домочадцы развлеклись от души и ...

Направленность личности и специальные особенности
Интересы учащегося разнообразные, но есть и общее направление – это информационные технологии. Увлекается компьютерами, их устройством и программным обеспечением, рядом с кибернетикой его также интересуют вопросы экономики. Настольной кни ...

Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индив ...