Особенности отношения и поведения мамы и папы

Страница 1

Мы имеем дело с двумя разными со­циальными институтами — отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфиче­ские функции?

Соотношение отцовства и материнства — один из аспектов более общей полоролевой дифференциации, имеющей не только социальные, но и биологические предпосылки. Традиционная модель половой дифферен­циации, подчеркивающая имманентную «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоилась в первую очередь на разделении в несемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций. Биосоциальный под­ход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический, особенно если формулировать его до­статочно осторожно. Биосоциальный подход не утверждает генетического предопределения полового разде­ления труда, он указывает лишь, что биологические предпосыл­ки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколь­ко легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с ка­кой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) пове­дению, которое общество считает нормативным для их пола [22].

Теперь поподробнее рассмотрим роли отца и матери в жизни ребёнка.

Какова же роль матери в жизни ребёнка? Ограничивается ли она лишь тем, чтобы выносить и выкормить его или же мать – нечто большее в моральном, духовном и нравственном смысле?

Афанасьева [3] считает, что мать является самым первым воспитателем и са­мым первым наставником ребенка, именно от нее зави­сят счастье и будущее величие, обходительность и обра­зованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребен­ка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых остави­ла мать, эти дети, подрастая, ищут мать — самое дорогое, близ­кое и родное существо. Маленький ребенок должен видеть в матери близкого друга, надежного защитника, доверять ей и ничего не утаивать от нее.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спо­койно, уютно с ней? Чем, какими средствами мать завоевывает любовь ребенка, почему мать становится для него самым доро­гим существом? Многие авторы утверждают, что это прежде всего любовь к ребенку и . всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. необходимо признать, что любовь матери, особые отно­шения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка[1].

Выкармлива­ние и уход за маленькими детьми повсеместно составляет обя­занность женщины, составляя самую сущность материнства [3].

Что касается женской теплоты и отзывчивости, то они могут быть результатом разной социа­лизации мальчиков и девочек, Само понятие «материнского инстинкта» не следует понимать однозначно и буквально.

В привычной нам культурной среде материнство — одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характе­ристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле пер­вичной социализации.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодуш­но свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Даже если мать заменяется нянькой или кормилицей, что бывало доволь­но часто, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца всюду выглядит более проблема­тичной.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Она претерпевает в процессе онтогенеза глубокие изменения: от «комплекса оживления» у новорожденного до системы личных и деловых отношений, основанных ...

О родительском авторитете
Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие ...

Теории личности и практика консультирования
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяе ...