Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах

Общая психология » Психологические особенности подростков, испытывающих состояние одиночества » Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах

Страница 3

Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Само понятие одиночества находилось в постоянном развитии. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии – общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

В контексте американской культуры, по словам американского психолога Маргарет Мид [ ], отношение к проблеме одиночества необходимо рассматривать как одну из важных характерных особенностей. С самых первых дней появления младенца в американской семье принято оставлять его одного, так как ребенок, по мнению американцев, должен научиться независимости и самостоятельности, поэтому самому засыпать - это первый урок на пути к приобретению этих качеств. Следовательно, американские дети учатся переносить одиночество самостоятельно и радоваться обществу, как награде за их терпение и труд. «По мере взросления, ребенок начинает проявлять социальную активность и привыкает с недоверием относиться к уединенному времяпровождению, как к пустому и бесплодному, если не греховному» [ ]. Тем не менее, став взрослым, и получив профессиональные навыки, молодой человек попадает в определенную социальную группу, где постоянно встречается с людьми, исходя из своих личных и профессиональных интересов. Необходимо отметить, что современная культура, модернизация ведет к тому, что у человека появляется чувство ролевой раздробленности, поэтому чаще всего возникает образ нескольких «я», которые могут реализовать себя в разных социальных сферах, и которые не могут быть определены единственной характеристикой. Если же обстоятельства складываются так, что человек не получает признания на социально-групповом уровне, и у него нет близких друзей, то такая ситуация порождает глубочайший психологический кризис личности, и способствует появлению чувства одиночества, которое приводит человека иногда к аномии (общему состоянию бытия).

Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях. Так, согласно Паскалю Б., «…человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие». Следующую трактовку одиночества мы находим у Къекегора: «Одиночество, в соответствии с мыслью этого философа, - это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаем ни кем, кроме Бога». Человек обречен на страдание и одиночество. Человек, согласно Къекегору, существует лишь для бога, поскольку Бог существует для него. Концепция Яспера К. гласит, что для вступления в подлинную коммуникацию (то есть социальные отношения) индивид должен порвать свои социальные связи и противопоставить себя «другим и своему миру». Исходя из этого высказывания, мы можем заключить, что условием коммуникации оказывается одиночество человека, трактуемое Яспером К. как социально-психологическая изолированность.

На наш взгляд, наибольший вклад в осмысление и разработку этого феномена внесли философы-экзистенциалисты. Они принимают во внимание тот факт, что люди изначально одиноки, но расходятся во мнении о том, как люди могут жить, будучи одинокими. Так, Сартр Ж.П. рассматривал одиночество как глубинную основу бытия индивида. Сартр стремится субъективизировать мир. Причем субъективизм в его понимании имеет два смысла. С одной стороны, субъективизм означает, что субъект сам себя выбирает, а с другой – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности, то есть он изначально одинок. Именно второй смысл, по его словам, и есть глубокий смысл экзистенциализма. В философии Сартра одиночество становится принципом замкнутого антропологического универсума. Внутренняя изолированность человека – основа любого индивидуального бытия как такового. «Мы одиноки, и нам нет извинений» [ ]. Экзистенциалисты считают одиночество необходимым и неотъемлемым компонентом экзистенции человека. Одиночество принадлежит к «пограничным ситуациям», которые суть, символ человеческого положения в мире и без которых не достиг бы подлинного существования. Поэтому их устранение не только невозможно, но и нежелательно. В целом экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Поведение в общественных местах
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными ...

Нравственное развитие ребенка
Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося св ...

Китайская философия здоровья
Традиционная китайская медицина существует уже более 2000 лет. Самая древняя китайская рукопись "Классика желтого императора" была написана за 200 лет до рождества Христова. Согласно восточной философии, тело и разум человек ...