Структурные компоненты профотбора
Данная исследовательская работа проводилась в 2009 году. Количество респондентов, участвовавших в опросе - 40 человек. Из них представителей мужского пола - 9, представителей женского - 31. Возраст испытуемых варьировал в границах от 21 до 56 лет. Из 40 испытуемых к реалистическому жизненному миру относятся 65%, к ценностному - 35%, к гедонистическому - 5% , к творческому - 0%, т.е. данный тип не нашел отражения в ответах респондентов.
После сравнения видов мотивации и сопоставления смысложизненных ориентаций мы получили следующие результаты:
1. Представителям гедонистического жизненного мира в большей степени свойственна мотивация избегания неудач. Они заняты собой и удовлетворением собственных потребностей, им присущи эгоистические установки. Гедонисты предпочитают либо малый, либо чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает собственному престижу.
2. В реалистическом жизненном мире, как и в гедонистическом, превалирует мотивация избегания неудач. По нашему мнению, представители данного жизненного мира живут повседневной жизнью. Исходя из основных ценностных ориентаций этого мира (здоровье, работа, любовь, семья), представители ничего не желают менять и меняться, привыкли к традиционному жизненному сценарию. Живут жизнью «трудового муравья», ежедневно выполняя однообразную деятельность. Жизнь реалиста идет по накатанной колее. Они боятся экспериментировать, бояться потерять уже созданное.
3. В рамках ценностного мира преобладает мотивация к успеху. Представители этого мира меньше других попадают в стрессовые и проблемные ситуации, еще реже в несчастные случаи; полученный результат также указывает на способность к достижению намеченных целей. На наш взгляд, это напрямую связано с основными характеристиками представителей данного мира - активной жизненной позицией, продуктивной жизнью, стремлением познавать, что естественно может быть под силу человеку с сильной волей и особенно целеустремленному. Желают получить от жизни большего, не привыкли жить в рутине, если они оказываются «на коне», ликуют, так как живут этим. Пытаясь все больше и больше познать, оказываются участниками вечной «погони» за знаниями, в связи с чем, возможно, не получают эмоциональный отклик от уже прожитого временного отрезка. С другой стороны, благодаря трудолюбию и непоколебимому желанию добиваться поставленных целей и приобретать новые ЗУНы, развиваются как личностно, так и профессионально.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование показало, что у представителей разных типов жизненных миров различна структура мотивационной сферы, также неодинаковы ценностные и смысложизненные ориентации.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие группы, их виды, размеры, структура.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в пр ...
Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, ...
Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица)
Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-рук ...