Природа и факторы развития способностей
В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологической, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке принято считать концепцию наследственного характера способностей весьма интересной, но не объясняющей все факты проявления способностей.
Учитывая несостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, т.е. окружающей среды. Поэтому рассмотрим другую теорию, где придерживаются мнения о том, что развитие способностей целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развития вне общества.
К менее точным, но достаточно впечатляющим случаям можно отнести результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.
По мнению П.А. Рудика, социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он и разовьет соответствующие этой среде способности [13, с 135].
Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».
В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.
Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Проявление и развитие способностей в первую очередь зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.
Рекомендуем к прочтению:
Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного
возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою ...
Младенческий возраст
Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность
. (0 – 2,5 мес.). I
-ый кризис
. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, во ...
Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы на ...