Предмет и задачи психологии

Психологические направления » Предмет и задачи психологии

Страница 1

Объектами психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они и выступают как основные объекты психологии. Следовательно, предметом психологии является изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует цель — раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями.

Задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека.

Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозге человека, как человек познает окружающий его объективный мир.

Психологические законы объясняют, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства личности.

Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека.

Таким образом, задачи психологии в основном можно свести к следующему: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности, а также научиться управлять ими, использовать полученные знания для повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся отрасли.

Изучая закономерности психических явлений, психологи рассматривают сущность процесса отражения объективного мира в мозге человека. Выясняют, как регулируются действия человека и как развивается психическая деятельность, каким образом формируются психические свойства личности. В силу того, что психика, сознание человека — это отражение объективной действительности, то изучение психологических закономерностей означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Это связано с тем, что любая деятельность человека всегда согласуется не только с объективными условиями жизни, но и с субъективными моментами.

Психикой называют свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — это его активность. Психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта. Природа психики, ее законы получают научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм этой деятельности.

Однако характеристика деятельности субъекта не должна выводиться из реализующих ее физиологических процессов, так как она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется. Этим же отношениям подчиняются и возникающие в мозге субъекта психические отражения. Таким образом, хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них, они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникает психика на определенной ступени биологической эволюции и представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека новую форму — сознание. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Процесс сопоставления представления, опосредующего деятельность, с отражением ее продукта это и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме; поэтому осознанное также всегда должно быть словесно означенным. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание, однако не исчерпывает ее; человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, которые скрыты от его самосознания.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти от ...

Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, ...

Расстройства дыхания во сне
Дыхание во сне в норме. Во время сна многие показатели жизнедеятельности организма претерпевают заметные изменения, весьма показательно это видно на примере дыхания. Так, у совершенно здоровых людей в неглубоком медленном сне и в быстром ...