Самосознание

Страница 2

Существует такое состояние психики человека, когда действительность лишь частично осознается человеком. В данном случае человек в принципе в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать определенные действия, предметы, но делает это не полностью, не вполне точно и с большим трудом, например человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни или что-нибудь из содержания своих сновидений, но человек при этом не вполне уверен в том, действительно ли это происходило с ним или только показалось ему. Образы, мысли и чувства в этом случае могут то появляться, то исчезать из сознания. Этот уровень сознания занимает промежуточное место между сознанием и бессознательным. В литературе можно встретить различные названия этого состояния, например предсознание, полусознание или подсознание. Четвертый уровень — это собственно уже не сознание, а бессознательное.

Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Измененные состояния сознания — это общее понятие, которое обозначает особые, необычные состояния сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе функционирования сознания. Они возникают под влиянием различных факторов, например психотропных средств (наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ и т.д.). Измененные состояния возникают в процессе медитации, сна и гипноза, а также под влиянием сильных эмоциональных переживаний типа аффектов и стресса.

Аффект — это кратковременное, бурное эмоциональное переживание, которое проявляется во внешнем движении и в заметных телесных изменениях. К таким изменениям относятся ритм дыхания, сердечные сокращения, жесты, мимика, пантомимика и ряд других физических и физиологических признаков. Аффект представляет собой разновидность эмоций и психологически связан с каким-либо неожиданным, значимым в жизни человека событием (очень радостным или очень печальным). Аффект также возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения наиболее важных для человека потребностей. В зависимости от своего качества аффект по-разному влияет на психику и поведение человека. Положительный аффект обладает стимулирующей силой и рассматривается как стенические эмоции, а отрицательный тормозит деятельность человека и называется астеническими эмоциями. Астенические эмоции близки к стрессам по своим отрицательным психофизиологическим последствиям для человека.

В свою очередь стрессом называют состояние сильного эмоционального расстройства, перевозбудимости и перенапряжения, которое выражается в неспособности человека думать и принимать разумные решения. Также можно наблюдать неадекватное, дезадаптивное социальное поведение человека, человек не в состоянии действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации.

Находясь в низменных состояниях сознания, человек не замечает того, что в действительности с ним и вокруг него происходит, и наоборот, «видит» то, чего на самом деле нет. В этих состояниях человек может забывать элементарные, но важные для себя вещи, и припомнить случайные, давно забытые события. Это обычно происходит вследствие сопровождения измененных состояний сознания нарушениями памяти. Человек при нарушении сознания может оказаться неспособным решать простейшие задачи и при этом неожиданно находить решения таких задач, с которыми раньше бы не справился.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.
В правой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившем преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду это ...

Психологические основы трудовых взаимоотношений
Поведение человека в организации и типы сотрудников Организация – это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деяте ...

Особенности проявления агрессивности у подростков
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования [2, с. 89] было изучение особенностей идентификации с родителями ...