Тревога как природа вины

Страница 2

Вторая составляющая – факт того, что нечто важное вообще не состоялось, могло быть, но не случилось. Примером может послужить нереализация потенциала человека. Когда человек не самоактуализируется, его неизбежно терзает тревога небытия, а значит, и чувство вины.

При этом стоит принять во внимание факт изначальной неспособности человека реализоваться до конца в пределах отпущенных возможностей. Это пример третьей составляющей категории смерти, которая состоит в том, что нечто важное и вовсе не могло состояться, т.е. оно принципиально невозможно. Человек никогда не сможет реализовать себя до конца, но осознание своих желаний никуда не уходит и не уйдет. То есть он никогда не смирится с невозможностью полной самоактуализации, а значит, не избавится от тревоги небытия и всегда неизбежно будет чувствовать свою виновность.

Итак, принципиальное несогласие человека жить в смертном мире – одна из причин постоянной тревоги и вины. Как же помочь человеку, испытывающему вину, если даже ее искупление весьма относительно? Это нелегкий и долгий путь. Главное, что нужно сделать на этом пути, – осознать свои желания и ограничения, принять вину как данность. Чувство вины, по мнению О. Лукьянова, - один из ключей к духовному развитию. Неисправимая дисгармония человека заставляет задуматься об изначально несовместимой с миром нематериальной природе человека. Закончим словами Р. Мэя: "Улавливаемое нами противоречие свидетельствует… о духовности человеческой природы. Хотя мы сами бытийно обусловлены, конечны и несовершенны, по сути мы являемся носителями духовности, а это… привносит элемент необусловленности в природу человека, делая нас бесконечными и совершенными".

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в п ...

Развитие личности дошкольника
В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, "это конкретный человек как субъект пре ...

Проблемы понимания подростков взрослыми
Первый источник проблем взаимоотношений с взрослыми - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как уже было ...