Заключение

Страница 1

В данной работе были рассмотрены психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений.

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП. является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации. При анализе литературы было отмечено, что немногие исследователи уделяют внимание такому значимому компоненту психологической коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза как развитие двигательной сферы у детей с психомоторными недостатками. Данное обстоятельство определило научный интерес к проблеме взаимосвязи телесного и психического развития дошкольников с детским церебральным параличом.

Результаты теоретического анализа и обобщения данных научно-методической литературы позволяют отметить, что в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза. Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторных функций. В исследованиях других авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Данные авторы указывают, что нарушение функций восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП характеризуется двигательной недостаточностью церебрально-органического происхождения.

На основании теоретического анализа различных подходов к проблеме развития и коррекции нарушенных пространственных функций у детей с ДЦП и выдвинутой гипотезы, были выделены цели и задачи исследования. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента.

Результаты эмпирического исследования показали: Различного рода недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у 100% испытуемых, с большей частотой выявляются нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела (74%-75%) и зрительно пространственные нарушения (64%-62%). Полученные данные свидетельствуют, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм церебрального паралича и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп. Полученные данные позволили сделать следующие выводы, что общий уровень развития процессов пространственного анализа и синтеза у испытуемых располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития, структура нарушений психических функций отличается диспропорциональностью.

На формирующем этапе психологического эксперимента, составлен алгоритм программы психологической коррекции направленной на развитие пространственного анализа и синтеза у дошкольников с детским церебральным параличом при помощи групповых физических упражнений. Данная коррекционно-развивающая методика применялась на групповых занятиях ЛФК в экспериментальной группе.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Типология стадий мотивирования властью
Мак-Клелланд рассматривая тему действия, побуждаемого мотивацией власти этот вопрос в более широком, чем это обычно делается, контексте, критически отнесся к господствующему в современном обществе и культуре одностороннему пониманию побуж ...

Методика и ее обоснование, испытуемые
Когнитивный, эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые опоросники ...

Женские инструменты руководства
Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс) Можете ли Вы одновременно б ...