Возрастная психология
Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
- изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти .)
- эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
- понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
- закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
- детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
2. Проблемы современной возрастной психологии
Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
- детская психология (от рождения до 17 лет);
- психология взрослых, зрелых возрастов;
- геронтология или психология пожилого возраста.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Рекомендуем к прочтению:
Структура психологического исследования
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.
Иссл ...
Ведущая деятельность дошкольника
Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность.
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей д ...
Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем ...