Операции и процессы мышления

Психологические направления » Операции и процессы мышления

Страница 1

Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения может стать классификация, которая может выступать как первичная форма теоретического и практического познания.

Анализ — это процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением. Операция анализа заключается в более глубоком проникновении в природу вещей, что требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств. Процесс синтеза служит средством объединения отдельных элементов, которые были выделены в процессе анализа. Анализ и синтез обычно осуществляются совместно, что способствует более глубокому познанию действительности. Следует заметить, что понятие интеллекта 8 своем формировании прямо зависит от совершенствования операций мышления, таких как анализ, синтез и обобщение.

Абстракция обеспечивает возможность выделения одних признаков и отвлечение при этом от других. Абстрагирование предназначено для более тщательного изучения признаков и, как правило, выполняется на основании ранее проведенных анализ и синтеза. В результате операций анализа, синтеза и абстрагирования происходит формирование понятий. Абстрагированными могут быть не только свойства, но и действия (например, метод решения задач). Определенный метод решения задач может быть применен к другим условиям только тогда, когда данный метод осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение служит средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. При этом понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Кроме рассмотренных выше операций мышления, выделяют также процессы мышления — суждение, умозаключение, определение понятий, индукцию и дедукцию. Суждение это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение — серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий — это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция — способ производства умозаключении, заключающийся с способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция — это вывод общего из частного.

В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — тип мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Исторически наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. С этого вида началось развитие мышления, у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, в то время когда умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической деятельности. Именно с этого вида началось развитие мышления в онтогенезе. В доказательство этому приведем пример: ребенок решает задачи, непосредственно оперируя предметом. Наглядно-действенное мышление возникает у человека в первый год его жизни, сохраняясь и развиваясь на протяжении всей его жизни. Этот тип мышления используется, когда необходимо решать мысленные задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Примером тому могут служить как примитивные действия ребенка, так и решение сложных инженерных задач. Например, испытания модели самолета в аэродинамической трубе (в процессе эксперимента принимаются практические решения по усовершенствованию образца). Этот вид мышления распространен у людей, занятых производственной деятельностью, результатом которой является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление от предыдущего отличается тем, что здесь материалом, используемым для решения задач, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы.

Такой тип мышления используется творческими людьми, литераторами, работниками искусства.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Тактические приемы допроса
Как уже говорилось, тактические приемы допроса в соответствии с характером управляющего воздействия на допрашиваемого выполняют различную функцию. Поэтому их содержание мы излагаем, группируя в соответствии с теми функциями, которые они в ...

Психология как учебная дисциплина. психологические знания в жизни людей
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образовани ...

Нарушения сна у детей
Эти расстройства многообразны и по структуре существенно отличаются от нарушений сна взрослых. Распространенность их в возрасте 1-5 лет составляет 25%. Наиболее часто у детей выявляются ПАРАСОМНИИ (различные феномены, возникающие в процес ...