Психологические идеи в русской философии XVIII века

Общая психология » Психологические идеи в русской философии XVIII века

Страница 3

Представляет интерес статья "Разговор между отцом и детьми о снах", в которой сделана попытка разъяснить происхождение сновидений . "Душа наша не спит и тогда, когда тело спит", - замечает автор, указывая, что во сне человек продолжает думать, оперировать впечатлениями, полученными во время бодрствования. Но поскольку тело во сне бездеятельно, то и душа ориентируется слабо, смешивая время, пространство и мысли.

Психологические сведения, предназначенные для детей, мы находим в журнале "Покоящийся трудолюбец", где была напечатана статья И. Каяве "Опыт краткого для детей учения о душе". В ней излагается учение о душе X. Вольфа, дуалистическое по своей сути; в опытной, наглядной форме обосновывается чувственный характер познавательной деятельности. В процессе беседы с детьми отец вызывает у них зрительные представления, опирается на память, развивает творческое воображение.

В статье "Увещание к детям" речь идет о развитии у ребенка склонностей и способностей, о необходимости их выявления, проверки как предпосылки правильного выбора профессии . В случае отсутствия необходимого дарования рекомендуется отказаться от задуманного выбора. Если же склонности есть, но отсутствуют необходимые личностные качества (усидчивость, сдержанность и т.д.), их нужно воспитывать, систематически работая над собой. Таким образом, сведения по психологии были призваны стимулировать самовоспитание детей.

В трудах Н.И. Новикова большое место занимали проблемы психического развития, психологии воспитания и обучения. Признавая божественную природу окружающего мира, он в то же время считал главными источниками познания человеческий разум и науку; прославлял могущество человеческого ума; отстаивал мысль о необходимости поставить науку и веру в равные условия, об их примирении. Человека он рассматривал как часть "бесконечной цепи действительно существующих веществ" ., подчеркивал те особенности, которые возвышают его над всеми остальными существами: благодаря разуму и воле человек способен вести активную деятельность на благо общества, познавать окружающий мир. Однако высшие свойства возникают у человека не сразу, а лишь на известном этапе его развития. По Новикову, в отличие от животных, имеющих очень ограниченные потребности, у человека удовлетворение первичных потребностей приводит к возникновению новых, более сложных, но не столь необходимых, как первые. Это потребности в науке, искусстве, роскоши, выступающие мощными побудителями к деятельности и приводящие в движение "силы прилежания и способности к изобретению". В этом автор усматривал предпосылку увеличения материальных благ в мире, развития промышленности и торговли, условие безграничного духовного совершенствования людей.

Так же как Гельвеции и Гольбах, Новиков видел зависимость духовного развития человека от степени удовлетворения его органических потребностей. Но в отличие от них он не переоценивал их роли, считая, что стремление к удовлетворению только физических потребностей оставляет людей на уровне животных. Для человека животный образ жизни унизителен" так как он рожден "не для телесных и минутных сладостей. Природа произвела его к большему и благороднейшему удовольствию" . Новиков утверждал, что человек должен "чувствовать свободу и независимость", иметь "вкус в выгодах, происходящих от торговли, общественного порядка и личной безопасности" .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Особенности судебной деятельности по уголовным делам
Судебное разбирательство уголовных дел – важнейшая стадия уголовного процесса, состоящая в рассмотрении в установленном законном порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуется полномочия суда по осуще ...

Психология А. Маслоу
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их в ...

Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у дошкольников с аномалиями психомоторного развития
В настоящее время важность проблемы психического развития и своевременной коррекции нарушенных функций у детей с отклоняющимся развитием, широко обсуждается в специальной и психологической литературе (В.И. Лубовский, 2003; И.А. Смирнова, ...