Проблема человека в психологии
Константность — это постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, которое не зависит от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы можем узнавать предметы в различных обстановках.
Постоянство величины, цвета и формы предмета — это необходимое условие ориентирования в окружающем мире. Константность заключается в том, что основные чувственные качественные восприятия следуют за постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.
Проблема константности, т.е. правильного видения, — это проблема отражения в частной психофизической постановке.
Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.
Межгрупповые отношения — совокупность психологических явлений, которые характеризуют многообразные связи, возникающие между социальными группами, способы взаимодействия групп.
Для межгрупповых представлений характерны высокая эмоциональность, ярко выраженная оценочная направленность, а поэтому они уязвимы с точки зрения их истинности и точности.
Внутригрупповой фаворитизм — стремление благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Очень часто он приводит к возникновению напряженности и враждебности.
Межгрупповая дискриминация — стремление установить различия между собственной группой и другими группами.
Считается, что причина возникновения фаворитизма и дискриминации кроется в факте осознания принадлежности к своей группе и проявления враждебности к чужой.
Межгрупповое взаимодействие рассматривают на основе механизмов социального восприятия:
1) социальной категоризации (отнесения единичного объекта, события к некоторому классу);
2) социальной идентификации (процесса отождествления индивида с группой);
3) социального сравнения (выявления мнений о сходстве и различии объектов, с помощью которых выявляются характеристики различных предметов и признаков). На основе этих механизмов складывается определенный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоциональный образ, т.е. представление о своей и чужой группе. В социальном восприятии создание стереотипа играет важную роль. Он помогает быстро категоризировать воспринимаемую группу, но при наличии негативных характеристик способствует возникновению межгрупповой враждебности.
Социальное восприятие обладает следующими характеристиками:
1) целостностью;
2) унифицированностью;
3) динамизмом.
Первые две характеристики связаны с определением степени совпадения представлений членов данной группы о другой группе. Межгрупповые процессы обладают низкой степенью динамизма, потому что более устойчивы, чем, например, межличностные отношения. Это связано с тем, что субъектом отношений выступает группа и процесс формирования отношений очень длителен и сложен. Межгрупповые отношения могут возникать при непосредственном общении и взаимодействии различных групп, а также в виде безличных форм (например, обмен ценностями культуры).
Важную роль в межгрупповых отношениях играет совместная деятельность. Она приводит к снижению уровня внутригруппового фаворитизма, неадекватности межгруппового взаимодействия.
Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов.
Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 человек.
Виды групп:
1) искусственные (создаются специально для решения конкретных задач) и естественные;
2) формальные (поведение в ней регулируется установленными нормативными правилами) и неформальные (основной признак добровольное объединение на основе интересов, симпатии, пользы и иного, не регулируемое нормативными актами);
Рекомендуем к прочтению:
Методы судебно-психологической экспертизы
В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:
1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эк ...
Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по ...
Характеристика новообразований психики младшего школьника
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие в частности характерно таким проявлением как новообразования, ...