Методики, применяемые при психологическом консультировании
Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются:
1. патогенетическая психотерапия
2. рациональная психотерапия
3. логотерапия
4. психология самореализации
5. позитивная психотерапия
6. когнитивная терапия
7. рационально-эмотивная психотерапия
8. психотерапия «здравым смыслом».
Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится так называемая патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева.
Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:
• осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
• осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
• осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;
• осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
• осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;
• научения понимания и вербализации своих чувств;
• обучения саморегуляции.
Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологических причин и
механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.
В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:
1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.
2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).
3. Аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности.
4. Способность принимать себя.
5. Потребность в любви.
A. Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности).
К ценностям бытия относятся такие, как:
1) целостность — единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность;
2) совершенство — необходимость, естественность, уместность;
3) завершенность — конечность;
4) справедливость — законность, долженствование;
5) жизненность — спонтанность, саморегуляция;
6) полнота — дифференцированность, сложность;
7) простота — искренность, сущностность;
8) красота — правильность;
9) праведность — правота, желанность;
10) уникальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность;
11) непринужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество;
12) игра — веселье, радость, удовольствие;
13) истинность — честность, реальность;
14) самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.
Рекомендуем к прочтению:
Профессиональные качества менеджера
В следствии экономического подъема - рынок труда в области продаж развивается быстрыми темпами. «Рынок в “опьянении продаж”, россияне захвачены покупками», именно это можно сейчас услышать от аналитиков.
Действительно, за последний сезон ...
Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольны ...
Психологический портрет врача.
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью ...