Поведенческий подход Б.Скиннера

Страница 2

2. Второе замечание касается центрального понятия Э.Берна – понятия "игра". Игра - это "серия следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. …Игры отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя важнейшими характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша". Воспитание детей, по Берну, "В большинстве случаев сводится к тому, в какие игры они должны играть.". Непроясненным остается вопрос об онтогенезе игр: как появляются новые игры, как появились те игры, в которые сейчас играют люди. "Относящиеся к играм вопросы обсуждаются в течение тысяч лет, но в общем и несистематизированном виде" - признается Берн.

3. Третье замечание связано с понятием истинной близости как "совершенной формы человеческих взаимоотношений". Э.Берн говорит о том, что в современном обществе близость является психологически неприемлемой для людей. Он называет игры и развлечения (времяпровождения) суррогатом близости: подобное ритуальное или почти ритуальное общение является следствием действия социальной программы – "соблюдением того, что в данном обществе принято называть "хорошими манерами". Дальнейшее развитие отношений предполагает переход от совместных развлечений (времяпровождений) к играм и к близости, но как достигается близость из текста не ясно. В связи со всем вышесказанным возникает вопрос о возможности и правомерности подобных переходов.

4.Основной проблемой в связи со всем вышесказанным можно считать возможность объяснения любого поведения с точки зрения игр. Складывается ощущение, что все может быть игрой, что представляется нам неправомерным расширением данного понятия. На такую особенность всякой научной теории указывал еще Л.С.Выготский.

Выходом из тупика, возможно, является обращение к трудам представителей гуманистической психологии – именно они являются сторонниками подобных независимых от "программы игр" отношений. В частности, иллюстрацией к достижению близости, которая возможна после "игры" "Фригидная женщина", является труд психолога-гуманиста Эриха Фромма "Искусство любить": "Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее - быть способным любить…. Хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность - это тоже способы, которыми и мужчины и женщины пытаются привлечь внимание другой половины, "влюбить" в себя". По мнению Фромма, начальный этап отношений, как правило, заканчивается на уровне "социальной программы", "хороших манер", игр – на этом трансформация на пути к близости заканчивается. "Но наряду с теорией и практикой есть еще … составляющая, без которой не достигнуть высот в любом деле, - это одержимость им, сосредоточенность на нем, …, полная самоотдача ему себя, своих сил и мыслей. Может быть, именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему люди так мало преуспели в постижении искусства любить вопреки их очевидным в нем неудачам".

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Психологический возраст и самоосознание
время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потер ...

Определение психологического содержания педагогической толерантности
Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя. Анализируя особенности толерантности учителя в педаг ...

Социально–психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях
Наиболее распространенными поведенческим реакциями во внебрачных связях являются следующие их варианты. 1. «азартная игра». Изменяющий супруг является человеком, увлечением которого становится «добывание» особ противоположного пола, поэт ...