Психологическая практика в учреждении инновационного образования

Страница 1

Анализ психологической практики в рамках учреждения инновационного образования можно осуществить на примере деятельности психологической службы МОУ Лицея №15 г. Пятигорска.

Результатом опытно-экспериментальной работы явилось создание полифункциональной модели психологической службы лицея, в которой особое место занимает Центр диагностики и прогностики. В основу функционального Центра положена трехступенчатая диагностика: актуального развития, потенциального развития, саморазвития.

Функционирование системы психологической службы создало новую образовательную ситуацию, в которой все субъекты образовательного процесса в лицее занимают позицию, обеспечивающую рефлексивный диалог, основывающийся на психологическом знании как основе реализации целостного отношения к учащемуся, развитие ценностного самоотношения учащихся. Составлены и апробированы методики изучения профессиональной и личностной рефлексии учителей[47].

На базе «Центра семьи» проводится психодиагностическая работа с целью оптимизации детско-родительских отношений, выявления диагностических критериев для проведения мероприятий по гуманизации взаимоотношений родителей с детьми. Регулярно проводятся психокоррекционные занятия по формированию у детей навыков самостоятельной деятельности, способности участвовать, понимать себя и других, правильно строить отношения со взрослыми.

В условиях формирования новой модели школы ведущее место в ней стала занимать методическая служба, деятельность психолого-гуманитарной кафедры лицея, основной функцией которой была определена деятельность по обеспечению условий реализации субъект-субъектной парадигмы в образовании.

Как один из примеров психологической практики в условиях учреждения инновационного образования можно привести пример работы психологической службы лицея № 15 с учениками младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст имеет особую значимость в становлении личности.

Начальный этап обучения является сензитивным для выращивания самоценных интенций детей, таких как рефлексия, децентрация, самопонимание, расширение Я-образа. Личностное развитие протекает как процесс приобщения, эмоционального проникновения к ценностям собственного Я, осуществление собственного выбора, принятие ответственности. Благополучию личностного роста и развития может содействовать повышение уровня психологической компетентности, способствуя пониманию школьником своих личностных особенностей, тенденцией саморазвития.

Ребенок развивается как личность в системе складывающихся отношений с самим собой реальным, воображаемым, а также в результате ориентации на экспектации взрослых. С этой точки зрения трудно переоценить важность психологического знания как знания о своем внутреннем мире в личностном развитии школьника и дальнейшей реализации его возможностей. Поэтому наличие психологических знаний о своих личностных особенностях и возможностях занимает важное место в формировании у школьников ценностного самоотношения, реализации личностных свойств как субъекта познавательной деятельности.

В лицее проводится научно-исследовательская и коррекционно-развивающая работа, направленная на создание условий становления личности на начальном этапе обучения; на возможность становления личности ребенка в социальной позиции «Я-ученик»; на формирование мотивации обучения в школе и достижения успеха; на становление адекватной самооценки в ситуации успеха и неуспеха в учебной деятельности; на формирование позитивного образа Я; и, разумеется, на безусловное самопринятие, без которого невозможно полноценное развитие личности как таковое.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинк ...

Исследование потребностей студентов вуза
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной ...

Психологические закономерности формирования и функционирования групп и коллективов
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных г ...