Свойства ощущений

Общая психология » Психология » Свойства ощущений

Страница 2

4. Вкусовая чувствительность обеспечивает индивида информацией, можно ли употребить внутрь какое-либо вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие ощущения вызываются сочетанием этих четырех компонентов.

5. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. У животных обоняние играет значительную роль, у человека — меньшую. Исследования показывают, что у собак чувствительность превышает чувствительность человека примерно в тысячу раз!

6. С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Здоровый молодой человек слышит звуки примерно в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Один герц соответствует высоте издаваемого предметом звука, совершающего одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны: у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1000 Гц.

Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860).

Нижний абсолютный порог

Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог

Верхний абсолютный порог — максимальная величина раздражителя, при которой ощущение исчезает либо качественно меняется (например, превращается в болевое).

Разностный (дифференциальный) порог

Разностный (дифференциальный) порог — минимальное изменение интенсивности раздражителя или его другого свойства, вызывающее изменение ощущения. Величина, обратно пропорциональная порогу ощущения, называется чувствительностью. Наличие порогов предохраняет нас от информационной перегрузки и некоторых биологически вредных воздействий.

При измерении порогов ощущений они в разное время у одного и того же человека могут значительно различаться. Это объясняется действием многих факторов. Одни из них — экстренные — изменяют пороги быстро, но ненадолго. Другие — длительного действия — вызывают постепенное и устойчивое изменение порогов ощущений. Примером первых факторов может быть сенсорная адаптация, а ко вторым относится возраст.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

· зрительные;

· осязательные;

· вкусовые;

· обаятельные.

2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:

· восприятие пространства;

· восприятие времени;

· восприятие движения.

Свойства восприятия:

· предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

· целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

· структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

· константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

· осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;

· апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;

· активность;

· адекватность.

Бессознательное(вторичные)

- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Вывод
Итак, мы завершили исследование проблемы психосоматических расстройств у подростков. Главное содержание нашей работы заключается в таких пунктах: - теоретические аспекты и характеристики подросткового возраста, характеристика исследуемой ...

Классификация одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполага ...

Биологические и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «т ...