Определение видов статусов в школьных классах и группах внешкольного учреждения

Общая психология » Психология групп » Определение видов статусов в школьных классах и группах внешкольного учреждения

Страница 2

Как говорилось выше, положение человека в группе детерминируется также ценностями самой группы. Поэтому один и тот же ученик в разных группах может иметь различный статус. Ребёнок, имеющий большое количество выборов в школьном классе, получает мало выборов в дворовой компании, потому что в дворовой компании ценятся сила, хитрость, негативное отношение к взрослым, жестокость, изворотливость и т.п., а в классе – доброжелательность, эрудиция, справедливость, трудолюбие, способности.

Каждый человек испытывает потребность во внимании окружающих, в их уважении. В подростковом возрасте особенно важным становится общение со сверстниками. Неблагополучие в отношениях со сверстниками очень тяжело переживается подростком. Поэтому оказавшейся изолированным в классе ученик, ищет другую группу, в которой мог бы общаться со сверстниками, мог бы самоутвердиться.

Интересы ребят не ограничиваются школьной учёбой, общением со сверстниками. Внешкольные учреждения – это учреждения дополнительного образования и воспитания. Здесь дети могут развить свои способности, удовлетворить те потребности, которые они не могут удовлетворить в школе.

В отличие от школьных классов в группах внешкольных учреждений на много меньше учащихся: в кружках обычно 15-20 человек. Кроме этого, в отличие от школьного класса посещение кружков внешкольных учреждений не является обязательным. Поэтому на занятиях может присутствовать и меньше учащихся.

Если состав школьных классов часто формируется случайно, то группы внешкольных учреждений складываются на основе добровольного объединения учащихся в зависимости от их интересов. Школьный класс детям сложно поменять, не посещать уроки без уважительных причин они также не имеют права. Если у ребёнка не складываются отношения с учителем или одноклассниками, он не может без помощи родителей перейти в другую школу или класс. Если же такая ситуация возникает в кружке, дети могут уйти из него в любой момент. Поэтому можно предположить, что “изолированных” в группах внешкольных учреждений должно быть очень мало или не должно быть вообще – оказавшись в таком положении, дети просто уйдут из кружка.

Социометрический эксперимент проведен в шести группах Дома детского и юношеского творчества (ДДиЮТ): в двух группах мальчиков, двух группах девочек и в двух разнополых группах. Причём, в разнополых группах мальчиков значительно меньше, чем девочек: в кружке “Мягкая игрушка – II” 4 мальчика, в кружке “Мягкая игрушка- I” 1 мальчик. В группах от 9 до 17 детей.

При сравнении социограмм разных групп обращает на себя внимание отсутствие в группе “изолированных” детей в швейном кружке (девочки), кружке “Мягкая игрушка-II” (мальчики и девочки), в психологическом (девочки) и в геологическом (мальчики). В автомодельном кружке и в кружке “Мягкой игрушки-I” по одному изолированному мальчику.

В процессе эксперимента изучено также 5 классов: четвёртый, пятый, седьмой и 2 одиннадцатых. В классах от 16 до 33 учащихся. Всего в изученных классах 131 человек.

Полную статусную структуру имеют только 2 из изученных классов четвёртый и 11-Б. В пятом классе нет “изолированных”, а в седьмом и 11-А нет “звёзд”. “Предпочитаемых” в классах от 16 до 48%, “принятых” - от 40 до 73%. То есть большая часть учащихся в классах имеет неблагоприятное положение.

При сопоставлении количества учащихся в разных статусных группах установлено, что количество “звёзд” в изученных школьных классах изменяется от 0 до 6%, в группах внешкольного учреждения - от 0 до 22%. “Предпочитаемых” в школьных классах от 16 до 48% учащихся, во внешкольных учреждениях - от 22 до 78%. “Принятых” в школах от 40 до 73% во внешкольном учреждении - от 22 до 58%. “Изолированных” в школах от 0 до I3%, во внешкольном учреждении - от 0 по 11%. Причём, в изученных шести кружках “изолированные” есть только в двух. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что во внешкольном учреждении больше учащихся, имеющих благоприятное положение, чем в школьных классах.

Сравнивая группы ДДиЮТ со школьными классами, можно сделать вывод, что в кружках дети находятся в более благоприятном положении.

Количество взаимных выборов, как правило, в кружке больше, чем в классе. Только одна девочка имеет в кружке меньше взаимных выборов, чем в классе, а два мальчика - одинаковое количество взаимных выборов в кружке и в классе.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследов ...

Психологические особенности общения в подростковом возрасте
Одним из важных факторов, который может влиять на психологические особенности общения - статус подростка в классе, в связи с которым происходит становление Я-концепции. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется мн ...

Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, ...