Использование психологии в получении информации
К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:
1. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта. Данный прием заключается в как бы нечаянном демонстрировании предметов, связанных с преступлением и наблюдении за реакцией наблюдаемого.
2. Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такими ситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.
Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.
Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе.
Интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.
Рекомендуем к прочтению:
Формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в
школе
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, тре ...
Младенческий возраст
Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность
. (0 – 2,5 мес.). I
-ый кризис
. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, во ...
Концепция личности А. Ф.
Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психол ...