Кризис трех лет: семизвездие симптомов

Общая психология » Психология дошкольника » Кризис трех лет: семизвездие симптомов

Страница 7

Вторая форма общения сверстников — ситуативно-деловая (4—6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество, которое предполагает занятие общим делом, умение согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Также немаловажным является потребность в признании и уважении сверстника.

Третья форма общения — внеситуативно-деловая (6—7 лет), для которой характерно общение на фоне совместного дела (игра, продуктивная деятельность) и внеситуативный характер речевых обращений к сверстнику. В игре на первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Сохраняется конкурентное, соревновательное начало, но наряду с этим появляются первые ростки дружбы.

Наряду с общением существуют и проявляются межличностные отношения дошкольников, которые можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей. Развитие отношений ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте имеет определенную возрастную динамику и тесно связано с развитием самосознания. В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не играет существенной роли во внутренней жизни ребенка и не является стороной его самосознания. В середине дошкольного возраста (4—5 лет) ребенок начинает постоянно сравнивать сверстника с собой, что позволяет ему оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств в глазах другого. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, что делает возможным более глубокие межличностные отношения детей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Рекомендуем к прочтению:

Портрет психологически здорового человека.
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выдели ...

Мотивационно-ценностная сфера рекламы
В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего разви ...

Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников
Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность ...