Развитие личности дошкольника

Страница 6

А каковы особенности осознания себя во времени ребенком? Есть ли здесь существенные изменения? Интересные данные по этому вопросу были получены в исследовании психолога И.Е. Валитовой. Они позволяют утверждать, что на протяжении дошкольного возраста, в связи с ориентацией ребенка на взрослого и общими тенденциями развития самосознания, происходит интенсивный процесс осознания себя во времени. В младшем школьном возрасте оно качественно изменяется, ибо начинает основываться на познании и применении по отношению к себе общих закономерностей человеческой жизни.

В образ "Я" в прошлом и будущем детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются все первичные компоненты структуры самосознания: изменение физического облика, половая принадлежность, притязание на признание. Первичные компоненты структуры самосознания имеют разное содержание в зависимости от временного измерения, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Половая идентификация включается как в образ прошлого, так и в образ будущего. В образе будущего она имеет большую представленность по сравнению с образом прошлого.

Оценка детьми себя в прошлом, настоящем и будущем выражает включение притязания на признание в структуру самосознания. В норме общая оценка себя во всех временных изменениях эмоционально-положительная. Общая отрицательная оценка себя выявляется только по отношению к своему прошлому. Она является средством реализации притязаний на признание в настоящем и показывает негативные тенденции в развитии личности. Частная самооценка во времени выражает представления детей о собственном прогрессивном развитии во времени. Оценка себя в прошлом, настоящем и будущем не суммируется механически из оценок по отдельным временным измерениям, а представляет собой систему оценок, имеющую свою типологию. Наличие типов самооценки во времени показывает временное единство развивающейся личности. Выделение типов самооценки во времени позволяет диагностировать благоприятные и неблагоприятные варианты ее развития.

У всех детей дошкольного и младшего школьного возраста есть представления о старости, по содержанию они бедны, односторонни, старость выступает для детей как непривлекательный возраст. К младшему школьному возрасту все дети утверждают, что они постареют, и связывают это с применением к себе основных закономерностей человеческой жизни.

Качественный сдвиг в процессе осознания себя во времени относится к переходному периоду от дошкольного к младшему школьному возрасту, который можно охарактеризовать как формирование в самосознании ребенка связей между его личным прошлым, настоящим и будущим. В это время ребенок осознает основные закономерности человеческой жизни и переносит их на себя. Происходит присвоение личностью линейной модели времени на уровне самосознания.

Замечено, что желание ребенка переместиться в прошлое — как правило, свидетельство неблагополучия в развитии его личности, депривации притязания на признание. Отсутствие желания изменить свой возраст показывает нормальное функционирование механизма возрастной идентификации личности, что означает безусловное положительное принятие себя как представителя возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста наиболее предпочтительным возрастом считают взрослость. Желание переместиться в будущее является нормативным для детей дошкольного возраста. Однако стремление ребенка переместиться в будущее может наблюдаться и в случае неблагоприятного развития личности, хотя ориентация на будущее является более прогрессивной, чем ориентация на прошлое[10].

Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б.Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка "непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы".

В исследованиях обнаружена четкая зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе. Оказалось, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Показательны в этом отношении результаты исследования оценки и самооценки шестилеток, обучающихся в школе и посещающих детский сад[11]. Выяснилось, что шестилетки, обучающиеся в школе, чаще всего адекватно оценивали свои успехи в учебной деятельности (57 %), на овладение которой учитель обращал повышенное внимание. Дети же, посещающие детский сад, наиболее часто адекватно оценивали себя в игровой деятельности (70 %), к которой воспитатель, как и дети, проявлял высокий интерес и которая подвергалась частой педагогической оценке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем к прочтению:

Психологические особенности переговоров
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальны ...

Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Исходя из полученных эмпирических данных и анализа психолого-педагогической научной литературы можно разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной педагогической толерантности. Модель формирования педагогической то ...

Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэт ...