Заключение

Страница 1

Опыт европейских государств, особенно в последние десятилетия, показывает что санитарное образование и воспитание в семье и особенно в школе может оказать сильное влияние на формирование здорового образа жизни детей и стать гарантированным способом созидания их здоровья.

К сожалению, это проблема все еще не стала ведущей для государственной политики во многих странах. Часто семье и школе приходится решать ее своими силами.

Это побуждает обратить серьезное внимание на укрепление связи школы с семьей как двух основных инстанций, которым надо заботиться о здоровье детей. Их взаимодействие мы определяем как важнейший фактор, от которого зависит эффективность процесса утверждения здорового образа жизни как способа созидания здоровья детей.

Самое распространенное сегодня научное определение понятия «здоровье» это «полное телесное, душевное и социальное благополучие». Здоровье означает «свободу действия как условие полноценного участия в физической и умственной работе, в общественной жизни» (А.М. Изуткин, 1973); «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальную трудовую и социальную активность при максимальной продолжительности активной творческой жизни» (В П. Казначеев, Р.М. Баевски, А.Г. Белсенева, 1980 г). Здоровье характеризуется «динамичным равновесием организма с окружающей природой и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека физические, духовные и другие способности проявляются наиболее полно и гармонично» (Д.Д. Венедиктов, 1980 г., А.Д. Степанова, 1966 г.). Здоровье определяют также как способность полноценно выполнять социальные функции.

Исходя из этих теоретических положений, лежащих в основе понимания здорового образа жизни и роли школы как гаранта его обеспечения, мы обратили внимание на три основных фактора, которые его обусловливают: школу, семью и общественность.

Анализ данных изучения состояния здорового образа жизни в разных детских садах, школах дает основание утверждать, что школьники, учителя и родители не имеют представления о его сущности. Реализация разных школьных мероприятий таких, как «Часы здоровья», посещение музеев здоровья, просмотр фильмов и др. не помогает глобальному решению проблемы. Отсутствие системы во взаимодействии всех факторов стесняет круг позитивных предпосылок эффективного решения проблемы созидания здоровья детей.

Исследования, проведенные в этом направлении, показывают, что и ученики, и родители, и учителя пока не обладают достаточно прочными профилактическими знаниями и умениями. Говоря о здоровье, они все еще разделяют традиционное понимание состояния «больного» и «здорового» человека, которое ориентирует на контакт со специализированными здравоохранительными заведениями.

У этих респондентов разные точки зрения в отношении улучшения условий школьной среды как способа созидания здоровья детей, но никто из них не рассматривает проблему с точки зрения личного активного участия. Так, например, на необходимость изменения школьной среды в плане материальных условий указывают 60% школьников, 45% учителей и 25% родителей; 15% учеников, 85 % учителей и 55% родителей связывают оздоровление среды с уменьшением числа учеников в классе; с наличием хорошего психологического климата - 25% учеников, 70% учителей и 50% родителей; со сменой учебных планов, программ - 30% учеников, 50% учителей и 30% родителей; с созданием новых клубов по интересам - 45% учеников, 55% учителей и 60% родителей[18].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Понятие «Интернет»
Термин «киберпространство» для обозначения всей совокупности информации, содержащейся в компьютерных сетях, ввел в употребление Уильям Гибсон (William Gibson) в романе «Нейромант», а журнал Wired Magazine сделал модным. Если раннее резуль ...

Представления о социальной ответственности бизнеса
В последнее время остро стоит вопрос о возврате долгов российского бизнеса обществу. Сам бизнес считает социальную ответственность формой проявления определенной зрелости, расширения границ своего дальнейшего развития. Свойственна ли така ...

Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые ...