Проблема диагностики

Страница 1

В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений у населения, в том числе и у подростков. Цель данной работы - выявление группы риска и проведение психопрофилактических мероприятий, адаптирующих подростков к обстановке. Работа проводилась совместно с подростковым отделением по следующему плану: психодиагностическое тестирование (тест СМОЛ), результаты которого подросток обсуждал с психологом. При необходимости психолог направлял подростка к психотерапевту для проведения психокоррекции и назначения медикаментозной терапии. Повторное посещение психотерапевта и проведение контрольного тестирования проводилось в сроки от 1 месяца до полугода. Следует отметить, что в период наблюдения за подростком активное участие в работе принимали родители, чаще матери, с которыми проводилась семейная психотерапия.[11]

В 2004 г. обследовано 92 подростка. Данные клинического и психологического обследований позволили выделить следующие группы:

а) с нормальной психологической реакцией - 50 подростков;

б) с расстройствами приспособительных реакций, которые проявлялись беспокойством, напряжённостью, повышенной утомляемостью, ощущением неспособности справиться с ситуацией, симптомами вегетативной дисфункции, нарушениями сна, - 34 подростка;

в) с расстройством адаптации и наличием более выраженных депрессивных нарушений - 5 подростков;

г) с психоорганическим синдромом - 3 подростка.[12]

Расстройство приспособительных реакций всегда было связано с психотравмирующим фактором и расценивалось нами как неврастеническое состояние (шифр F-48.0 по МКБ -10). Наиболее часто встречающейся сопутствующей патологией в этой группе были гастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока и аллергические заболевания (поллиноз, аллергический дерматит, бронхиальная астма).

Проведение психокоррекции, назначение метаболической терапии (глицин, ноотропил, пантогам), витаминотерапии, седативной фитотерапии (нервофлюкс, персен, новопассит) в комплексе с физиотерапевтическими процедурами и лечебной гимнастикой давали положительную динамику как в клинике, так и по данным повторного психологического обследования.

Так, например, пациент С. 1982 г.р., и/б 11800, обратился в марте 1999 года с жалобами на раздражительность, утомляемость, неустойчивый сон. Своё состояние связывал с интенсивной интеллектуальной нагрузкой (занятия в школе, подготовительные курсы). Анамнез - не отягощен, наблюдался аллергологом с диагнозом бронхиальная астма.

Психологическое тестирование - в границах нормы, однако в клинической картине выражена тревожная симптоматика, эмоционально вегетативная неустойчивость и сниженная активность. Проведены психокоррекция, семейная психотерапия, назначены: глицин 300 мг в сутки, берокка, контрастный душ. Через неделю - повторная психокоррекция, семейная психотерапия.

Динамическое наблюдение и повторное тестирование, проведённые через два месяца, выявили, что жалоб у подростка нет, считает, что за истекший период "стал самим собой", выше фон настроения, более устойчив к психологическим нагрузкам.

Тестирование указывало на положительную динамику: уменьшилась тревожность и эмоциональная лабильность, улучшилось настроение. Вместе с тем повысилась импульсивность, неудовлетворённость ситуацией домашней гиперопёки.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Общее понятие познавательной деятельности человека
Человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А ...

Понятие творчества и творческих способностей
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к разли ...

Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти от ...