Дезадаптирующие факторы педагогического процесса

Общая психология » Психологические основы педагогической саморегуляции » Дезадаптирующие факторы педагогического процесса

Страница 2

Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходные начала: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдения ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом [№11].

Ганс Селье выделил три стадии развития стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний.

Стресс – всегда психофизиологическая реакция личности (а не организма, как это представлялось вначале). И ряд воздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем полагали первоначально, - не только холод или жара, голод или боль, опасность для жизни или угроза здоровью, но и обида, вина, ревность, стыд.

Три взаимодействующих звена, три системы обнаруживаются в возникновении и течении стресса. Оценка стрессогенного события, в которой «говорят», не редко перебивая друг друга, эмоции и рассудок; физиологические и биохимические реакции на само событие или на его оценку; и, наконец, действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса или имеющие целью избежать его в будущем. Отношение к событию оказывается нередко «ядром» стресса. Не столько важно, какова объективно опасность, главное – как она оценена. Ложный испуг, неправильная интерпретация поступка близкого человека, отсутствие реальной вредности или угрозы точно также вызовут физические и биохимические сдвиги, характерные для стресса, как ирреальные опасности. А если человек «держится» за такие ошибочные оценки, и они повторяются, могут развиться вполне реальные заболевания.

Ошибка вероятна и при оценке своих возможностей. Ощущение стресса усиливается, когда требуемые усилия кажутся чрезмерными, несправедливыми или когда позади опыт неудач или убежденность в своей неудачливости.

Начальная реакция на стресс – оценка – это всегда реакция личности, а не организма. Но даже и реакции второго звена – физиологические и биохимические сдвиги – влияют на дальнейшее течение стресса не только сами по себе, но и через их осознание и оценку личностью; именно в этом звене проявляется единство души и тела.

Третье звено – поведенческие и эмоциональные ответы, действия в ходе преодоления стресса. Названные звенья существуют раздельно лишь в схеме. Реально любое стрессогенное событие мгновенно включает все три названные системы, а каждый последующий миг развития стресса определяется их воздействием. Ведь в оценке события, помимо величины «сиюминутное», мгновенно учитывается и величина предполагаемых усилий по преодолению, и различные другие последствия самого события. Оценка «стоимости» будущего поведения входит в начальную оценку события и соответственно влияет на величину физиологических реакций. Они же, возникнув, в свою очередь влияют на первые два звена. Получается как бы замкнутая многозвенная цель, на которую можно воздействовать через любое звено. На этом утверждении основано использование психологических и телесных методов профилактики и преодоления стрессов. В практической части нашей работы будут предложены некоторые упражнения и рекомендации, направленные на выработку стрессоустойчивости и навыков противостояния стрессовым воздействиям [№2 с. 29 – 31].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэт ...

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, ...

Любовь как фактор брачно-семейной жизни
Рассмотрим следующие вопросы: –Фетишизация чувственного компонента супружества и его последствия для брачно-семейных представлений. – Сущность любви и ее роль в семейных союзах. – Соотношение понятий "любовь" и "брак&quo ...