Характеристика основных свойств личности
3. Любая деятельность имеет определенную структуру, содержательная наполненность которых отличает одну деятельность от другой.
По целям, деятельность подразделяется на:
- игровую
- учебную
- трудовую (профессиональную)
По предметному содержанию:
- материальную
- духовную
По соотношению интеллектуальных и физических способностей человека деятельность подразделяется:
- интеллектуальную (умственную)
- физическую
По степени кооперации (объединение усилия людей), деятельность:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
В любом обществе деятельность носит общественный характер.
По преобладанию элементов руководства и подчинения, деятельность подразделяется:
- управленческую
- исполнительную
По степени общественной значимости:
- общественно-полезную (значимую)
- антиобщественную (противоправную) деятельность
По оригинальности результатов труда:
- репродуктивную
- творческую
Ведущими видами деятельности в дошкольном периоде является игра, в школьном и студенческом периодах – учение, в период зрелой личности – профессиональный труд.
|
Элементы труда Виды деятельности |
Игровой |
Познавательный |
Общение |
Труд |
|
1.Игра |
1 |
3 |
2 |
4 |
|
2. Учение |
3 - 4 |
1 |
2 |
4 - 3 |
|
3.Профессиональный труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
Общение включает в себя все элементы (игры, познавания, труда). Через всю жизнедеятельность все элементы проходят от сознания до смерти.
Какова же психологическая структура любой деятельности?
Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:
1) цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.
2) Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.
3) Средства деятельности – это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.
4) Способ деятельности – это то, каким образом применяется соответствующее действие; операция, прием действия. В психологии выделяют следующие действия:
- сенсорные
- мыслительные (центральное мыслительное)
- моторные
- речевые и другие
Все способы деятельности человека опираются на обретенные знания. Первоначальная способность применять полученные знания называется первичным умением. Под влиянием упражнений и тренировок, умение перерастет в навык, т.е. в такое действие, отдельные элементы которого проявляются автоматизировано, без необходимого контроля сознания, легко, быстро, без особых усилий.
Приобретенные умения объединяясь образуют систему сложных навыков, которая составляет мастерство человека.
5) Результат деятельности – это воплощенная в реальность цель деятельности. Результат всегда бывает двояким:
- внешним, отчуждаем от личности творца
- внутренним, который остается достоянием личности.
2_
Рекомендуем к прочтению:
Студенческое самоуправление как педагогическая проблема
Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает и реформирование всей системы воспитания. Можно ожидать, что во всех направлениях образовательной деятельности (в том числе и воспитательной) будет происходить переход: с субъектно-об ...
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях
Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «пов ...
Сущность социально-психологического воздействия
Психология воздействия - одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригую ...

