Заключение
В век научно-технического прогресса и информационного взрыва возросли нервные нагрузки, «помолодели» многие болезни, участились нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и среди учителей.
Г.К. Зайцев в 1995 году провел обследование 82 учителей петербургских школ. Он выявил, что лишь 9,6% педагогов чувствуют себя достаточно здоровыми. У них поддерживается высокий уровень работоспособности и нет хронических заболеваний. У 34,6% учителей в здоровье преобладают только негативные тенденции. Наиболее типичны для них нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, а также сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния. 80% обследованных страдают хроническими заболеваниями, из которых на первом месте – психические расстройства и болезни нервной системы [№4 с. 38].
В наше время, на фоне социально-экономической напряженности в обществе количество учителей, страдающих неврозами, по некоторым данным достигает 60% и более. Данные многих исследований подтверждают тот факт, что современному педагогу очень важно научиться управлять не только ходом педагогического процесса, но и своим здоровьем. Под здоровьем, в данном случае, понимается не только нормальное функционирование всех органов и систем человека, но и возможность полноценного эффективного труда, всестороннего развития. Здоровье – это энергия, бодрость, оптимизм, правильное восприятие жизни, ощущение гармонии, творческого настроя.
Учителю важно научиться самому и научить ребят расслабляться, снимать напряжение путем психомышечной тренировки – этого упрощенного варианта аутотренинга. В нужные моменты прибегать к физическим упражнениям, позволяющим тренировать мышцы и психику, предотвращать кислородное голодание, укреплять нервно-психическую сферу.
Умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важная ступень самопознания.
Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.
В курсовой работе сделано следующее:
· Найдена необходимая литература.
· Изучены различные подходы к данной теме.
· Рассмотрены понятия: «саморегуляция», «психологические защиты», «стресс», «эмоциональное выгорание».
· Рассмотрена взаимосвязь физического и эмоционального состояния, и доказана необходимость освоения навыков саморегуляции.
· Подобраны упражнения и разработаны советы, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения и на профилактику стрессов и эмоционального выгорания.
Достоинства работы: четкость структуры курсовой работы, строгая последовательность в рассмотрении понятий, достаточно полное раскрытие каждого из рассматриваемых понятий; в практической части предложены советы и подобраны упражнения, призванные помочь педагогу справиться с влиянием дезадаптирующих факторов педагогического процесса.
Недостатки: взаимосвязь саморегуляции и саморазвития рассмотрена не достаточно подробно, что объясняется ограниченным объемом курсовой работы.
В целом, цель работы была достигнута, задачи решены, но ограниченный объем работы не позволил рассмотреть ряд вопросов по данной теме: связь мотивации педагогической деятельности с саморегуляцией и саморазвитием; особенности личности педагога и саморегуляция, стили педагогического общения и саморазвитие педагога, возможности психологического и педагогического тренинга. Они могут быть рассмотрены в дальнейшем при более глубоком изучении проблемы.
Рекомендуем к прочтению:
Измененные состояния сознания и сенсорная
депривация
Когда мы рассматриваем феномены SD, возникает вопрос: всегда ли депривационные условия вызывают изменения в состоянии сознания? Некоторые авторы (например, П. Сьюдфельд и Р. Борри) отмечают возможность исключительно количественных изменен ...
Психологический портрет клиента, определяемый по
форме лица
Классическое круглое лицо.
Образ такого клиента отличается желанием действовать постоянно, не раздумывая. Горяч, несдержан, хотя всегда весел, с оптимистическим взглядом на действительность. Любит быть душой компании, язвителен, остроуме ...
Практические советы и упражнения на каждый день
Утром.
Постарайтесь найти время для выработки положительного настроя на весь день. Сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот. Дышите в обычном ритме и, какое-то время, наблюдайте за своим дыханием.
Когда вы почувств ...