Психологические основы творчества

Психологические основы творчества » Психологические основы творчества

Страница 1

К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу" [Бердяев 1993: 53-54]. Понятие творчества у него тесно связано с идеей внутренней свободы и поиском смысла жизни. "Недовольство конечностью и закованностью этого мира, устремленность к тому, что лежит за пределами рационального порядка" - устремляет человека к творчеству, цель которого не столько оформление в конечном результате, творческом продукте, сколько "раскрытие" бесконечного потенциала человеческих возможностей.

Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его существование на земле, подтверждая высокое звание человека, давая ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонных лет, чем творчество" [Стендаль 1989: 151].

В свете психологической науки феномен творчества был подробно рассмотрен и изучен Л.С. Выготским. Творческую деятельность он определяет как такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [Выготский 1997: 15]. В этой связи он выделил два основных вида деятельности:

воспроизводящий или репродуктивный вид детальности, где человек воспроизводит уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения;

комбинирующая или творческая деятельность, где человек создает в своем воображении что-то до сих пор не существовавшее в мире, свой образ, свою картину и реализует ее вовне.

Мозг человека - это орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и воспроизводящим свое настоящее.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Ком ...

Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Метод ...

Причины отсева студентов
Все мотивы были объединены в четыре группы — профессиональные, познавательные, социальной идентификации и утилитарные. Примером профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным специалистом. Образцом познава ...