Устройство на работу

Страница 5

жертвами моббинга чаше становятся женщины;

агрессорами чаше выступают мужчины, чем женщины;

мужчины чаше попадают под прессинг коллег-мужчин;

женщины чаше попадают под прессинг коллег-женщин;

подавляющее большинство притеснений поступают со стороны коллег, имеющих более высокое положение в организационной иерархии;

наиболее типичным является публичное выражение претензий с целью обозначить иерархию и субординацию, "чтобы другим неповадно было" (более 50% случаев моббинга);

примерно 25% случаев моббинга происходит за закрытыми дверями с последующей преднамеренной "утечкой информации" в виде слухов, сплетен и домыслов;

еще 25% происходит действительно за закрытыми дверями, без свидетелей;

мужчины для моббинга чаще используют административные ресурсы и свои организационные полномочия, а женщины - социальные связи внутри организации; иными словами, агрессоры-мужчины больше полагаются на поддержку со стороны руководства, в то время как агрессоры-женшины - на коллег и сослуживцев, в том числе и на ближайшее окружение жертвы;

наиболее типичными реакциями на моббинг являются: стресс, паранойя, головные боли, чувство отстраненности/отторженности, сомнения, стыд и чувство вины;

за пределами организации последствия моббинга часто выражаются в ночных кошмарах, бессоннице, рассеянности, изменениях в весе, чрезмерном потреблении алкоголя, сигарет, медикаментов, пищи;

каждый четвертый в ситуации моббинга подумывал о самоубийстве или о совершении насилия в отношении других лиц;

негативное влияние продолжается даже тогда, когда меняет место работы или проходит много времени;

в числе тех, кто поддерживает моббинг, часто оказываются такие же работники, коллеги притесняемого лица (треть сотрудников);

чаще всего, по мнению притесняемых, лежит на "агрессорах", в каждом четвертом случае вина приписывается на работодателя, менее всего в качестве провоцирующих моббинг качеств указываются те, которые напрямую не связаны с организацией (например, проблемы законодательства);

в большинстве случаев гонения на работника связаны с целью его принуждения к уходу из организации;

четыре из пяти сотрудников, ставших жертвами моббинга, впоследствии теряют свое место работы (либо по собственному желанию, либо по причинам, сформулированным работодателем);

потери агрессоров менее выражены: только 4% прекращают притеснять работников под воздействием каких-либо санкций и наказаний, 9% подвергаются внутренним переводам либо увольнению;

в половине случаев в результате моббинга снижается заработная плата.

Психологи предлагают следующую типологию агрессоров:

"Двуглавый змей" - манипулятор общественным мнением относительно жертвы, порождающий за ее спиной сплетни и слухи, подрывающий ее репутацию.

"Постоянный критик" - тип агрессора, постоянно нападающего и критикующего жертву, относящегося к ней предвзято, придирающегося к любой мелочи и порождающего у нее сомнение в своей компетентности.

"Кричащая Мими" - тип агрессора, для которого провоцирующее, скандальное и вызывающее на скандал поведение в отношении жертвы является нормой.

"Привратник" - агрессор, стремящийся контролировать и ограничивать доступ ко всем видам ресурсов, от которых зависит успешное выполнение работы (время, бюджет, оргтехника, моральная поддержка), что подводит жертву к невыполнению заданий и обнаружению служебного несоответствия выполняемой работе.

В заключение хотелось бы отметить, что притеснения на работе стоит рассматривать не как норму адаптации сотрудников, а как серьезную проблему, с которой необходимо бороться с помощью мощного арсенала психологических методов, одним из которых является карьерный тьюторинг.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем к прочтению:

Строение самоотношения как психологическая проблема.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса са ...

Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе. Современный этап развития местного самоуправления хара ...

Психология как учебная дисциплина. психологические знания в жизни людей
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образовани ...