Психология массовой коммуникации

Общая психология » Психология коммуникативных связей » Психология массовой коммуникации

Многие концепции психологического времени (Головаха Е.И, Кроник А.А, Абульханова К.А., Березина Т.Н., Бюлер Ш.) объединяет постулирование связи психологического времени с самореализацией человека в процессе жизни. Таким образом, важными факторами влияния на структуру и характеристики временной перспективы должны быть факторы самооценки человека как представление про свою способность к построению собственной жизни соответственно некому идеальному ее образу в сознании человека.

С целью определения связи самооценки личности и образа ее будущего было проведено исследование, в котором сопоставлялись представления человека о себе и о своей способности к решению жизненно важных для человека задач с семантическими характеристиками будущего в его сознании.

Методика исследования. Для исследования образа будущего и настоящего был использован метод семантического дифференциала, шкалы которого были разработаны с помощью исследуемой выборки. Для определения самооценки исследуемых использовалась методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн с семью шакалами: здоровье, ум, характер, счастье (рекомендованы авторами методики как обязательные), удовлетворенность собой, оптимизм (рекомендованые как обязательные П.В. Яньшиным) и специфическую относительно объекта исследования шкалу способность управлять своей судьбой. Для квалификации события каждый испытуемый должен был в процентах указать, насколько данное событие определяет его будущее, насколько вероятным является удовлетворительный для него результат данного события, и насколько исход данного события зависит от него лично, его действий.

Результаты исследования. Полученные с помощью семантического дифференциала результаты исследуемых были проанализированы с помощью факторного анализа после поворота факторных структур по принципу Varimax. Факторами оценки настоящего являются следующие факторы: Насыщеность впечатлениями.

Таким образом, определяющей характеристикой представлености будущего в сознании является его реальность. Фактор реальности в характеристиках образа будущего приобретает качественную специфику в сравнении с аналогичным фактором в образе настоящего и объясняет наибольшую долю вариаций в представлености будущего в сознании.

Найдены значимые корреляции факторов самооценки со шкалами видения будущего. Наиболее существенным результатом, исходя из гипотез исследования, является корреляция с выделеным в образе будущего фактором .Реальность". Позитивная оценка человеком себя по шкалам самооценки .Оптимизм. (корреляция 0,576 p<0,01), .Удовлетворенность собой. (0,469 p<0,01), и .Способность управлять своей судьбой. (0,417, p<0,05) значимо коррелирует с фактором Реальность и способствует оценке будущего как более реального, четкого, доступного и стабильного.

По ответам на вопросы о характере события исследуемая выборка с помощью кластерного анализа была разделена на три группы: группа уверенных в своих силах и оценивающих событие как значимо определяющее их будущее, группа оценивающих событие как неважное, группа неуверенных в своих силах и оценивающих событие как определяющее будущее. Все испытуемые оценивали свое влияние на исход события как значительное. С помощью однофакторного дисперсионного анализа не было найдено статистически значимой разницы между образами будущего у групп исследуемых, что можно объяснить малым количеством представителей группы неуверенных в своих силах. Однако, у этой группы была замечена тенденция оценивать будущее как более негативное по всем шкалам фактора. Реальность. в образе будущего по сравнению с группой уверенных в своих силах.

Рекомендуем к прочтению:

Подходы к изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частичн ...

Охрана прав женщин и детей
* Охранять право женщин на труд. Наделить женщин равными с мужчинами правами на производство и хозяйствование, повысить экономическое положение женщин. Расширить сферы занятости, увеличить шансы на трудоустройство, повысить уровень занят ...

Статус ребенка в школьном коллективе
Школьный класс является центром жизни для ребят. Как правило, это значимая группа для многих учеников, т.к. здесь ребята имеют огромный полигон для разнообразного рода самоутверждения: как в деловых, так и в личных взаимоотношениях. Л.И. ...