Психология массовой коммуникации
Многие концепции психологического времени (Головаха Е.И, Кроник А.А, Абульханова К.А., Березина Т.Н., Бюлер Ш.) объединяет постулирование связи психологического времени с самореализацией человека в процессе жизни. Таким образом, важными факторами влияния на структуру и характеристики временной перспективы должны быть факторы самооценки человека как представление про свою способность к построению собственной жизни соответственно некому идеальному ее образу в сознании человека.
С целью определения связи самооценки личности и образа ее будущего было проведено исследование, в котором сопоставлялись представления человека о себе и о своей способности к решению жизненно важных для человека задач с семантическими характеристиками будущего в его сознании.
Методика исследования. Для исследования образа будущего и настоящего был использован метод семантического дифференциала, шкалы которого были разработаны с помощью исследуемой выборки. Для определения самооценки исследуемых использовалась методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн с семью шакалами: здоровье, ум, характер, счастье (рекомендованы авторами методики как обязательные), удовлетворенность собой, оптимизм (рекомендованые как обязательные П.В. Яньшиным) и специфическую относительно объекта исследования шкалу способность управлять своей судьбой. Для квалификации события каждый испытуемый должен был в процентах указать, насколько данное событие определяет его будущее, насколько вероятным является удовлетворительный для него результат данного события, и насколько исход данного события зависит от него лично, его действий.
Результаты исследования. Полученные с помощью семантического дифференциала результаты исследуемых были проанализированы с помощью факторного анализа после поворота факторных структур по принципу Varimax. Факторами оценки настоящего являются следующие факторы: Насыщеность впечатлениями.
Таким образом, определяющей характеристикой представлености будущего в сознании является его реальность. Фактор реальности в характеристиках образа будущего приобретает качественную специфику в сравнении с аналогичным фактором в образе настоящего и объясняет наибольшую долю вариаций в представлености будущего в сознании.
Найдены значимые корреляции факторов самооценки со шкалами видения будущего. Наиболее существенным результатом, исходя из гипотез исследования, является корреляция с выделеным в образе будущего фактором .Реальность". Позитивная оценка человеком себя по шкалам самооценки .Оптимизм. (корреляция 0,576 p<0,01), .Удовлетворенность собой. (0,469 p<0,01), и .Способность управлять своей судьбой. (0,417, p<0,05) значимо коррелирует с фактором Реальность и способствует оценке будущего как более реального, четкого, доступного и стабильного.
По ответам на вопросы о характере события исследуемая выборка с помощью кластерного анализа была разделена на три группы: группа уверенных в своих силах и оценивающих событие как значимо определяющее их будущее, группа оценивающих событие как неважное, группа неуверенных в своих силах и оценивающих событие как определяющее будущее. Все испытуемые оценивали свое влияние на исход события как значительное. С помощью однофакторного дисперсионного анализа не было найдено статистически значимой разницы между образами будущего у групп исследуемых, что можно объяснить малым количеством представителей группы неуверенных в своих силах. Однако, у этой группы была замечена тенденция оценивать будущее как более негативное по всем шкалам фактора. Реальность. в образе будущего по сравнению с группой уверенных в своих силах.
Рекомендуем к прочтению:
Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение
инновационного типа
В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развити ...
Конфликтология как наука
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, - учил древний китайский философ Лаоцзы (579-499 до н.э.), - главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойс ...
Эмоции в психологии
Каждый человек по своей природе в некоторой степени обладает свойствами манипулятора. Мастерство манипулятора выражается в скрытом внедрении в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, кот ...