Виртуальная коммуникация: функциональный аспект

Общая психология » Психология коммуникативных связей » Виртуальная коммуникация: функциональный аспект

Современные, телекоммуникационные технологии и, в первую очередь, - глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболее важных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающее воздействие на общественную, политическую, экономическую и социокультурную сферы.

Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило саму реальность, раздвоив ее на объективную реальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения.

Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой являются нематериальные понятия - информация, мысли и образы. Основное выражение, определяющее весь смысл виртуальной реальности - это «ощущение присутствия» в виртуальном мире. Определяя виртуальную реальность таким образом, можно будет отказаться от привязанности к компьютерным технологиям и остановиться на рассмотрении самого человека.

Виртуальной коммуникации присущи такие характеристики, как опосредованность, интерактивность, дистантность, глобальный кросс-культурный характер, в большинстве случаев - анонимность участников, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неразвитость и неопределенность социальных норм (в том числе - правовых и нравственных), маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.

Коммуникационные виртуальные технологии выполняют несколько функций.

Прежде всего, это удовлетворение потребностей в информации, потому, что Всемирная Сеть, это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, хранение, передача информации; функция коммуникации - Виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени; репрезентативная - позволяет представлять результаты какой-либо своей работы и мыслительной деятельности; саморепрезентативная - дает возможность создавать свои личные профили, помещать там свои личные фотографии, комментарии, вести личный дневник, рассказывать о себе; аффективная - общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов. Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей, занимая соответствующее место в иерархии функций.

Кроме того, общение в Виртуальном пространстве, так как общение происходит по средствам считывания печатных знаков с экрана, сопровождается постоянным диалогом с самим собой – считываемая информация интериорезируется внутренней речью и проговаривается, анализируется, а затем экстериорезируется по средствам тех же печатных символов.

Также, в процесс виртуальной коммуникации включен социально-психологический контекст. Всемирная сеть Интернет предоставляет ряд уникальных сервисов, таких как: голосовое общение (Skype), текстовое общение (клиенты мгновенных сообщений, электронная почта), а также возможно репрезентировать свою личность в сети («Одноклассники», «В Контакте», «My Space»). Последний способ не только позволяет рассказывать о себе, изменениях своего, например, социального, профессионального статусов, заводить новые знакомства, которые могут не ограничиваются пределом одного города. Поиск может быть ограничен лишь фантазией ищущего и ограниченностью тех языков, которыми он владеет.

Считываемая информация интериорезируется внутренней речью и проговаривается, анализируется, а затем экстериорезируется по средствам тех же печатных символов.

Несмотря на то, что процесс виртуальной коммуникации может быть ограничен текстом, звуком, заменителями невербальной коммуникации – смайликами (эматиконами), реже когда видео конференцией, популярность предоставляемых услуг все равно увеличивается. Справедливо утверждение о том, что использование репрезентативных виртуальных сервисов может быть продиктовано не только потребностью в общении, но и сопровождаться такими социально-психологическими характеристиками как «мода», «поднятие своего статуса в глазах других», «быть замеченным или даже знаменитым» в кругу своих приятелей.

У некоторых пользователей наблюдается зависимость от того, сколько и как им образом прокомментировали те фотографии, которые они разместили на своей странице.

Таким образом, компьютеры и киберпространство в каком-то смысле можно рассматривать как тип «промежуточного пространства» (transitional space), расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходит растворение собственного «Я»4. Можно также предположить, что использование электронного квазиобщения, несмотря на свою мобильность и возможность постоянного доступа, подразумевает под собой некоторую отчужденность самих субъектов по общению. Получается несколько парадоксальная ситуация – чем ближе мы становимся благодаря новейшим телекоммуникационным разработкам в общении, тем дальше нам приходится быть во внутриличностном аспекте.

Рекомендуем к прочтению:

История изучения синдрома гиперактивности
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генр ...

Психолого-педагогические действия, направленные на повышения успеваемости студентов
Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами. На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача — построить учебный ...

Индивидуальные стили деятельности учителей начальных классов
Современная система образования нуждается в обновлении и преобразовании. Необходимость перестройки школьного образования вытекает из того, что современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. На сегодняшний день об ...