Культурные факторы возникновения личностного конфликта
Многие люди, столкнувшись с конфликтными ситуациями в отношениях, задумываются невротики они или нет. Ведь не зависимо от индивидуальных особенностей, наследственности, конфликты играют большую роль в возникновении неврозов. В нашей культуре любой здоровый человек также подвержен их воздействию. Не редко психоаналитик сталкивается с трудностями и переживаниями личности, которые очень трудно выявить и еще труднее объяснить роль вовлеченных во внутренний конфликт факторов[2].
Наиболее достоверный критерием определения невротического состояния состоит в том, ощущает или нет человек препятствия, создаваемые конфликтам, и насколько правильно он их воспринимает и преодолевает.
Работы Фрейда лишь вскользь касаются данной проблемы, где обратной стороной биологической ориентации человека является отсутствие социологической ориентации. Таким образом, Фрейд объясняет социальные явления в основном биологическими факторами (теория либидо). Что привело исследователей к убеждению в том, например, что войны вызываются под действием инстинкта смерти, что корни нашей нынешней экономической системы лежат в анально-эротических влечениях и т.д.[3]
То есть Фрейд понимал культуру не как результат сложного социального процесса, а как продукт биологических влечений, которые вытесняются или сублимируются, и в результате против них выстраиваются реактивные образования. Чем полнее вытеснение этих влечений, тем выше культурное развитие, а неврозы являются той ценой, которую приходится платить человеку за его культурное развитие.
Хорни писала, что исторические и антропологические данные не могут подтвердить такой прямой связи между уровнями развития культуры и вытеснением влечений, так рассматривается скорее количественная связь вместо качественной связи. Очевидно, что связь существует не между долей вытеснения и объемом культуры, а между характером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Нельзя игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры[2].
Так, по мнению К. Хорни, существуют определенные характерные трудности, присущие нашей культуре, которое отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека, и, накапливаясь, могут приводить к образованию неврозов.
Хорни выделяет основные тенденции, которые имеют отношение к проблеме конфликта и культуры. Современная культура экономически основана на принципе индивидуального соперничества, где любому человеку приходится бороться с другими представителями группы, приходится брать верх над ними и нередко «отталкивать» в сторону. Следовательно, превосходство одного означает неудачу другого. Результатом такой ситуации является враждебная напряженность между людьми, каждый представляет собой реального или потенциального соперника. Хорни подчеркивает, что соперничеством и потенциальной враждебностью, проникнуты все человеческие отношения, не только члены профессиональной группы[2].
Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях: соперничество есть в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами и не зависимо, что является поводом (популярность, компетентность, привлекательность или любое другое социально значимое качество). Соперничество не только ухудшает возможности дружбы, нарушает отношения при выборе партнера, но в плане борьбы с ним за превосходство. Оно пронизывает школьную и семейную жизнь, так как ребенку прививают зачатки соперничества с первых лет жизни. Однако необходимо добавить, что соперничество по своей сущности не является биологически обусловленным, а представляется как результат культурных условий [там же].
Итак, враждебное напряжение между людьми в результате приводит к порождению страха, то есть страха потенциальной враждебности со стороны других. Еще одним не мало важным источником страха у человека является перспектива неудачи, он реален еще и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве. И как результат влекут за собой реальную фрустрацию потребностей, то есть это означают не только экономическую небезопасность, но и потерю престижа. Еще одной причиной того, почему успех становится такой манящей мечтой, является его воздействие на наше чувство самоуважения. Другие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей-неволей наша собственная самооценка следует по тому же пути[2].
Рекомендуем к прочтению:
Ведущая деятельность дошкольника
Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность.
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей д ...
Выводы
Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А. А. Ухтомского, человек видит вокруг не люде ...
Младенческий возраст
Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность
. (0 – 2,5 мес.). I
-ый кризис
. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, во ...