Заключение

В данной работе рассмотрены лишь некоторые подходы К. Хорни. В заключении мы можем сделать следующие выводы:

1. Для понимания происхождения конфликта Хорни вводит понятие «базисной тревоги», подразумевая под ним чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Чтобы справиться с ними ребенок часто бессознательно прибегает к помощи защитных стратегий. Хорни выделила несколько таких стратегий, которые получили название невротические потребности, согласно которым ребенок может двигаться к людям, против них и от них. Эти потребности она называет господствующим аттитюдом, который наиболее сильно определяет реальное поведение. Таким образом, Хорни утверждает, что конфликт, рожденный несовместимостью аттитюдов, составляет ядро личности и понимается как «базисный конфликт».

2. Причиной возникновения конфликтов личности по Хорни становится, в первую очередь, воздействие социальных факторов, культурных ценностей (соперничество, враждебность со стороны других, страх неудачи, и др.). В результате этих воздействий человек оказывается перед сложными противоречиями (склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх нико­гда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности.), препятствующими удовлетворению необходимых потребностей и желаний, что порождает чувства изолированности, беспомощности, страха и враждебности.

3. Описывая процесс психоанализа, Карен Хорни полагает, что обязанность аналитика выявлять каждую невротическую наклонность и спускаться в глубинные слои психики. Любой аттитюд или конфликт, выявляемый в процессе анализа, должен объясняться в его отношении к личности в целом. Именно такой подход был назван Хорни всесторонним анализом. Такой анализ включает: оказание помощи пациенту в осознании всех явных и скрытых проявлений данного конкретного влечения или конфликта, в признании их компульсивной природы, в достижении понимания, как его субъективной ценности, так и его неблагоприятных последствий. Также Хорни отмечает, что анализ не является единственным способом разрешения внутренних конфликтов. Сама жизнь остается очень эффективным терапевтом. Опыт любого вида может оказаться достаточно значительным, чтобы вызвать личностные изменения.

Рекомендуем к прочтению:

Развитие речи
Раннее детство – сенситивный период для усвоения речи. Почему же именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение ...

Биологические и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «т ...

Понятие «базисный конфликт» по к. хорни
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем боле ...