Жестовая речь глухих

Страница 2

Другой признак жестовой речи — допускаемая в ряде случаев смысловая неопределенность, т. е. один жест может иметь двойное значение, например жест, имитирующий дойку коровы, обозна­чает одновременно и действие доить, и предмет молоко. Анало­гично этому изображается одинаково пила и пилить.

Последовательность жестов в высказывании определяется ло­гикой сообщения и не строится по законам грамматики того или иного словесного языка.

Иначе строится высказывание калькирующей жестовой речи, оно является по последовательности используемых жестов как бы точным воспроизведением или, иначе говоря, поэлементным пе­реводом словесного высказывания. Жесты, используемые в каль­кирующей речи, имеют двоякое происхождение. Они либо берут­ся из разговорной жестовой речи, либо конструируются из жес­тов с включением полного или частичного дактильного проговаривания отдельных слов. Путем высказывания в форме калькиру­ющей речи передается самая разнообразная информация делово­го, общественно-политического и научного содержания. Некото­рые информационные передачи по телевидению сопровождаются калькирующей жестовой речью.

Разговорная жестовая речь усваивается детьми из общения с другими глухими, в той или иной степени владеющими ею. Каль­кирующей жестовой речью дети овладевают как вторичной зна­ковой системой на основе овладения словесной речью. Г.Л.Зай­цева путем экспериментальных исследований доказала, что уро­вень владения калькирующей жестовой речью прямо зависит от уровня владения словесной речью. Вместе с тем эта форма жесто­вой речи заимствует знаковые средства из разговорной жестовой речи, и поэтому уровень ее развития становится зависимым от степени владения не только языком слов, но и жестов. Кроме того, при общении с помощью калькирующей жестовой речи возника­ют и свои лексические средства, которые усваиваются учащимися в общении. Тем самым у глухого человека в процессе его онтоге­нетического развития осуществляется сложное взаимодействие между системами речевого общения.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управл ...

Особенности влияния состояний фрустрированности
Одним из психических состояний, необычных по своей природе и сущности, является фрустрация. Под фрустрацией понимается специфическое эмоциональное состояние, возникающее на пути к достижению цели при столкновении человека с препятствиями ...

Исследование потребностей студентов вуза
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной ...