Психология ксенофобии и национализма

Общая психология » Психология ксенофобии и национализма

В феврале 2009 года в МВД России состоялось совещание по вопросу: "О профилактике правонарушений среди футбольных болельщиков, реализации комплекса мер по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей сезона 2009".

В процессе совещания глава МВД России Рашид Нургалиев выразил особую озабоченность тем, что сегодня опасной тенденцией становится так называемая "английская болезнь", когда фанаты стремятся проявить себя в кулачных боях и уличных беспорядках (Брусов, Объединенная редакция МВД России, 2009).

Эту проблему можно игнорировать, но ее нельзя не заметить. К сожалению, ей уделяется недостаточно внимания со стороны общества, также мало изучен ее психологический аспект.

Проблему околофутбольного насилия можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: с точки зрения социальной психологии и с точки зрения психологии личности.

В настоящем исследовании данная проблема рассматривается с точки зрения психологии личности.

Существование "футбольного хулиганизма" невозможно без образа врага, следовательно мы оказываемся перед необходимостью изучения этого явления с точки зрения проблемы ксенофобии.

В ходе выявление уровня толерантности, агрессии и ксенофобии у контрольной и экспериментальной групп полученные данные свидетельствуют о повышенном уровне ксенофобии у экспериментальной группы, а уровень толерантности в экспериментальной группе ниже, чем у контрольной группы, причем различия значимы.

Результаты исследования агрессии у испытуемых показали что, в среде футбольных хулиганов, нужно говорить об агрессии, как об акте поведения, а не как о черте личности.

Далее была рассмотрена динамика ксенофобических установок в зависимости от количества лет, проведенных в "футбольном хулиганизме", и между выборками 2005 и 2007 годов.

В ходе анализа не выявлена корреляция между индексом ксенофобии и количеством лет, проведенных участником в движении "футбольного хулиганизма" (выборка 2007 года), так же не выявлена корреляция ксенофобии к незнакомым и количеством лет, проведенных участником в движении "футбольного хулиганизма" во всей экспериментальной группе 2005-2007 годов (108 респондентов).

Существует ошибочное представление о том, что футбольные хулиганы - это выходцы из низшего класса. Наши исследования показывают, что футбольные хулиганы происходят из всех слоев общества, многие из них имеют престижную высокооплачиваемую работу, хорошее образование, семью. Хулиганы живут обычной жизнью, как все нормальные люди, но в день футбольного матча они становятся участниками уличной войны.

У футбольных хулиганов повышенный уровень ксенофобии и пониженный уровень толерантности, по сравнению с контрольной группой.

Агрессия в среде футбольных хулиганов является инструментальной, так как она направлена на достижение определенных целей, связанных с конкретной группой, например с группой Стигматизированных Чужих (болельщики другого клуба).

Субкультура "футбольного хулиганизма" не способствует развитию уровня ксенофобических установок личности. В данную субкультуру уже приходят люди с повышенным уровнем ксенофобии - поэтому у них есть потребность в разрядке ксенофобической агрессии. Но этот завышенный уровень поддерживается субкультурой.

Результаты данного исследования дают эмпирический материал по теме толерантности, агрессии и ксенофобии; позволяют детерминировать "футбольный хулиганизм" как самостоятельную субкультуру и рассматривать его как значимую проблему российского общества.

Рекомендуем к прочтению:

Структура психологического исследования
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование. Иссл ...

Психологический анализ традиционных оснований выбора брачного партнера
Проблема выбора брачного партнера рассматривается в работах разных исследователей (Гребенников И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования 80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы ...

Компетентностный подход в образовании
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколен ...