Психологические концепции эллинизма
Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации.
Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов. Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.
В первых веках нашей эры развитие психологических взглядов определялось уже не только греческой мифологией и религией, но и распространяющимся христианством. Одним из первых достижения психологической науки (прежде всего работы Платона и стоиков) с библейскими постулатами связал Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Ему принадлежит и один из первых переводов Ветхого завета на греческий язык. Наибольшую сложность для Филона (как и для последующих религиозных мыслителей) представляла интерпретация понятия ≪господа≫ и трансцендентальных представлений Библии в понятийном аппарате греческой науки. Античная психология даже в своих идеалистических представлениях опиралась на природные, выведенные из наблюдения и размышления о законах окружающего мира понятия, а потому внеприродные понятия в ее терминах просто невыразимы.
Поэтому в концепции Филона впервые появился термин ≪откровение≫, которым он и объяснял не выводимые из научных знаний понятия. Так в психологию впервые проникла мистика, которая в Средневековый период стала одним из ее основных элементов.
Откровение в теории Филона объясняется при помощи теории значения слова, разработанного стоиками. Продолжив предпринятый ими анализ связи слова, мысли и предмета, Филон отождествил понятия слово и Логос, оставляя в стороне сущность этой связи, их соотношение с мыслью и реальным предметом. По Филону, слово и есть закон, по которому создается мир, слово - откровение Бога, данное им в вербальной форме людям. Такое отношение к слову-Логосу перешло от Филона Александрийского в христианскую науку, так как объясняет библейские тексты, говорящие о том, что ≪вначале было слово . и слово было Бог≫. Именно о таком понимании слова писал Н. Гумилев:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
С точки зрения Филона, человек состоит из трех элементов - разума (духа), души и тела. Разум и душа - это психические и психофизические элементы, которые, соединяясь со смертным телом, и создают конкретного человека. Этот процесс связан с тем, что дыхание божества наполняет материю, тело, наделяя ее пневмой - душой, к которой у человека присоединяется еще и дух. Так психофизическое понятие пневма связывалось с учением о Логосе и откровении, получая новую интерпретацию.
Отождествляя понятия Логос и Бог, Филон тем самым вводил еще одну, важную для средневековой науки традицию - соединение Бога с мировой душой Платона, т. е. с идеальным понятием, к которому стремится все в мире и в котором есть ответы на все вопросы. Филон писал и о том, что один из способов постижения этого идеального мира есть путь аскезы и экстаза, в котором душа человека ≪озаряется божественной истиной, созерцает Бога в Его чистом единстве и наполняется Им совершенно≫. Мысль о возможности непосредственного соединения человека с высшим началом, при котором отпадает необходимость в посредниках, была развита в теории Плотина.
Рекомендуем к прочтению:
Формирование мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взгляд ...
Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Метод ...
Создание хорошего впечатления о себе. Комплименты, их виды и особенности
Для создания хорошего впечатления о себе нужно умело использовать свои сильные стороны и не проявлять слабые. Следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие качества. Техника создания благоприятного впечатления требует выполнения ...