Поведенческие реакции подростков

Страница 2

- реакция оппозиции –

это активный протест, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом периоде;

- реакция имитации –

проявляется в стремлении подражать определенному образу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания – асоциальный;

-

реакция гиперкомпенсации –

выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб. В некоторых случаях неудачи заканчиваются нервным срывом;

- реакция эмансипации – п

роявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. В повседневном понимании это стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах – уход из дома;

- реакция группирования –

филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно сильна она у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно такая группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.

Достаточно часто в поведении подростков проявляется агрессивность. Агрессия –

это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. [11;34].

В 1980 г. было принято Единое руководство по диагностике психических нарушений, которое классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения. Выделяют две большие группы:

- тяжелые психические расстройства;

- расстройства личности.

В первой группе выделяют подвиды:

- расстройства детского и подросткового возраста;

- расстройства органического происхождения;

- функциональные расстройства.

Расстройства детского и подросткового возраста:

- умственная отсталость;

- расстройства внимания (гиперактивность);

- эмоциональные нарушения (страхи, тревоги);

- нарушения сна и контроля функций выделения (энурез, энкопрез);

- детский аутизм;

- расстройства аппетита (анорексия, булимия);

- расстройства поведения: стереотипные движения (тики);

- антисоциальное поведение (агрессивное поведение, социальные психопаты).

Нарушение интеллектуальной деятельности может быть следствием астенических состояний (повышенная утомляемость, нервное истощение, головные боли, ослабление памяти, внимания, работоспособности).

Реактивные состояния подростков – нервно-психические нарушения, возникающие у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций.

Конфликтные переживания подростков – возникают вследствие травмирующих ситуаций в семье или в школе, характеризуются столкновением в сознании подростка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации.

Психическая анорексия (отказ от пищи) встречается у девушек с 12 лет до 15, что приводит к крайнему похуданию и даже смерти в (7-20%).

Булимия (обжорство), свойственная 10-20% девушек в возрасте от 12 до 15 лет, сопровождается перееданием, после которого искусственно вызывается рвота или применяются слабительные. Психологи оценивают булимию как невротический способ избавления от подавленности и тревоги от повседневных проблем, превращая их в чувство облегчения, вины, стыда; также и страх быть отвергнутым противоположным полом в сочетании с отсутствием самоуважения бессознательно подталкивает к булимии.

Антисоциальное поведение подростков (социальные психопаты) проявляется в агрессивности, в направленности только на свои интересы, в неспособности думать о благополучии других людей и предвидеть последствия своих действий, поэтому совершают преступления и не испытывают раскаяния по поводу причиненного зла

Психопатические формы поведения подростков: психопатия – аномальное течение детского развития, патология характера, когда наряду с полноценным умственным развитием происходит недоразвитие или своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере вследствие социальных дефектов воспитания и некоторых биологических факторов предрасположенности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Принципы обучения, системный подход к применению принципов обучения.
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое на ...

Общие представления о памяти
Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекраще ...

Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов
Соц. y - это отрасль y, изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Возникла во 2-ой половине 19 в. В. Меде – экспериментатор соц. y. Эта теория начинается с работ соци ...