Поведенческие реакции подростков
- реакция оппозиции –
это активный протест, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом периоде;
- реакция имитации –
проявляется в стремлении подражать определенному образу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания – асоциальный;
-
реакция гиперкомпенсации –
выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб. В некоторых случаях неудачи заканчиваются нервным срывом;
- реакция эмансипации – п
роявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. В повседневном понимании это стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах – уход из дома;
- реакция группирования –
филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно сильна она у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно такая группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.
Достаточно часто в поведении подростков проявляется агрессивность. Агрессия –
это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. [11;34].
В 1980 г. было принято Единое руководство по диагностике психических нарушений, которое классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения. Выделяют две большие группы:
- тяжелые психические расстройства;
- расстройства личности.
В первой группе выделяют подвиды:
- расстройства детского и подросткового возраста;
- расстройства органического происхождения;
- функциональные расстройства.
Расстройства детского и подросткового возраста:
- умственная отсталость;
- расстройства внимания (гиперактивность);
- эмоциональные нарушения (страхи, тревоги);
- нарушения сна и контроля функций выделения (энурез, энкопрез);
- детский аутизм;
- расстройства аппетита (анорексия, булимия);
- расстройства поведения: стереотипные движения (тики);
- антисоциальное поведение (агрессивное поведение, социальные психопаты).
Нарушение интеллектуальной деятельности может быть следствием астенических состояний (повышенная утомляемость, нервное истощение, головные боли, ослабление памяти, внимания, работоспособности).
Реактивные состояния подростков – нервно-психические нарушения, возникающие у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций.
Конфликтные переживания подростков – возникают вследствие травмирующих ситуаций в семье или в школе, характеризуются столкновением в сознании подростка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации.
Психическая анорексия (отказ от пищи) встречается у девушек с 12 лет до 15, что приводит к крайнему похуданию и даже смерти в (7-20%).
Булимия (обжорство), свойственная 10-20% девушек в возрасте от 12 до 15 лет, сопровождается перееданием, после которого искусственно вызывается рвота или применяются слабительные. Психологи оценивают булимию как невротический способ избавления от подавленности и тревоги от повседневных проблем, превращая их в чувство облегчения, вины, стыда; также и страх быть отвергнутым противоположным полом в сочетании с отсутствием самоуважения бессознательно подталкивает к булимии.
Антисоциальное поведение подростков (социальные психопаты) проявляется в агрессивности, в направленности только на свои интересы, в неспособности думать о благополучии других людей и предвидеть последствия своих действий, поэтому совершают преступления и не испытывают раскаяния по поводу причиненного зла
Психопатические формы поведения подростков: психопатия – аномальное течение детского развития, патология характера, когда наряду с полноценным умственным развитием происходит недоразвитие или своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере вследствие социальных дефектов воспитания и некоторых биологических факторов предрасположенности.
Рекомендуем к прочтению:
Мотивационно-ценностная сфера рекламы
В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего разви ...
Психология потерпевшего и свидетеля
Психологические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его "обвинительной доминантой", отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей к ...
Общее понятие познавательной деятельности человека
Человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А ...

