Методы судебно-психологической экспертизы

Общая психология » Психологические методы исследования личности » Методы судебно-психологической экспертизы

Страница 1

В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:

1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).

2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.

3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.

4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).

5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.

6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.

7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу "детектор лжи", в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

Качество судебно-психологической экспертизы, ее научный уровень во многом зависят от методов исследования. В судебно-психологической экспертизе могут найти применение все основные методы психологии: лабораторный и естественный эксперимент, беседа, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности и др. Использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов позволяет ему достаточно полно выявить основные особенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого, что создает основу для выводов по тем конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом. Каждая судебно-психологическая экспертиза — это монографическое исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Поэтому выбор экспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общими задачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов и сформулированными в постановлении или определении о проведении судебно-психологической экспертизы. Если, например, исследуется вопрос о наличии или отсутствии у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта, эксперту в первую очередь необходимо обратиться к изучению материалов уголовного дела, сбору и анализу биографических сведений о подэкспертном, провести с ним беседу. В случаях определения состояния психического развития несовершеннолетних обвиняемых, кроме уже названных методов, важное место в исследовании должны занять методы лабораторных экспериментов.

Специфической особенностью судебно-психологической экспертизы, отчасти сближающей ее в (методологическом отношении с судебно-психиатрической экспертизой, является то,., что «и один из используемых в исследовании методов не ведет прямо к ответу на поставленный перед экспертом вопрос. Подобно тому как эксперт-психиатр, обследовав больного и оценив тяжесть заболевания, логическим путем, оперируя имеющимися данными, может сделать вывод о способности подэкспертного сознавать значение своих действий и руководить ими, эксперт-психолог, проанализировав и обобщив полученные при исследовании результаты, имеет возможность, высказывать суждения по конкретным вопросам. Исключением могут быть, пожалуй, только некоторые экспертные исследования, направленные на установление принципиальной возможности свидетелей и потерпевших воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Таким образом, специфика судебно-психологической экспертизы заставляет с особой серьезностью и требовательностью относиться к подбору методов для каждого экспертного исследования. В психологии сложилось условное деление методов на «личностные», применяемые для исследования устойчивых и ситуативно обусловленных мотивов поведения, черт характера, эмоционально-волевых свойств испытуемых, и «интеллектуальные», выявляющие индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Однако большинство психологических методов таково, что при умелом использовании они, кроме основной информации, могут дать ценный дополнительный материал; результаты экспериментального исследования познавательной деятельности всегда содержат некоторые сведения и о характере испытуемого, его эмоционально-волевых и других личностных особенностях, равно как исследование «личностными» методиками способно обогатить представление об интеллектуальной деятельности человека. Кажущаяся простота некоторых психологических методов не должна вводить в заблуждение относительно легкости интерпретации полученных результатов. По-настоящему правильно они могут быть поняты и истолкованы только при соотнесении с известными профессиональному психологу теоретическими и экспериментальными общепсихологическими положениями. Применение любого психологического метода имеет смысл, если эксперт владеет им профессионально. В настоящей главе мы ограничиваемся задачей указать только на некоторые методы психологического исследования, которые могут быть использованы при проведении судебно-психологической экспертизы.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Психосемантика символа - потенциал развития личности
В проведенном эмпирическом исследовании была обоснованна взаимосвязь восприятия графических символов (и придания им субъективного, детерменирующего вектор личностного развития, смысла) с категориями личностных черт предлагаемых в опросчик ...

Компетентностный подход в образовании
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколен ...

Исследования движений глаз при чтении сложных текстов
Большое число исследований по изучению взаимосвязи между восприятием текста и движениями глаз было проведено как в отечественной психологии, так и в зарубежных исследованиях. Было показано, что сложность текста (лексическая и синтаксическ ...