Типы детских возрастов
Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности. Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов человеческих действий. В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
Следовательно, происходит чередование одних возрастов, в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы, с другими возрастами, когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности. Например, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества, а также освоения предметного мира. Они реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных типа возрастов как бы сцеплены друг с другом.
Другой исследователь, Л. С. Выготский, также различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, т.е. критические, периоды, наоборот, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Л. С. Выготского, имеют не только негативное, но и собственно положительное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляют основное содержание кризисного периода. Кризисы, которые сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.
Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.
В мировой психологии уже не одно десятилетие ведется поиск единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы. Представление о стадиальности психического развития человека существовало параллельно с идеей непрерывного, постоянного совершенствования и накопления достижений личности человека.
Одной из общепризнанных периодизаций является классификация Э. Эриксона Он выделил .следующие возрастные этапы психического развития: от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3 лет (раннее детство), от 3 до 6 лет (возраст игры), от 6 до 12 лет (школьный возраст), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).
Была выработана и интегральная периодизация психического развития. Она представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение. Выделяют стадии становления самобытийности и становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новые общности) и кризисы развития (освоения новой общности).
Рекомендуем к прочтению:
Процесс самоутверждения и основные его характеристики.
Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. ...
Концепция личности А. Ф.
Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психол ...
Подходы к изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частичн ...