Типы детских возрастов

Психологические направления » Типы детских возрастов

Страница 2

Первая ступень — оживление (от рождения до 12 месяцев). Общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность. Вторая ступень — одушевление (11 месяцев — 6,5 лет). Общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную «самость», осознает себя субъектом собственных желаний и умений. Третья ступень — персонализация (5,5—18 лет). Партнером растущего человека становится «общественный» взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, устанавливает границы «самотождественности» внутри собственного бытия с другими людьми. Четвертая ступень — индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится человечество (в пределе), с которым он вступает в деятельносные отношения. Эти отношения опосредуются системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития во многом субъективна — это индивидуализация общественных ценностей по «мерке» личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную «самость». Пятая ступень — универсализация (39 лет и старше). Происходит выход за пределы любой границы развития индивидуальности. Одновременно осуществляется вход в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.

Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чег ...

Причины и механизмы нарушения поведения
Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. ...

Психологическое сопровождение переживания
В данной работе представлен второй этап исследования, посвященного поиску формы психологического сопровождения личностного изменения. Первый этап исследования помог вскрыть содержание переживания личностных изменений. В исследовании испол ...