Возникновение конфликтов в подростковом возрасте
Конфликтные ситуации в жизни подростка - явление частое. Их причинами могут быть: борьба за лидерство среди сверстников, отсутствие взаимопонимания с учителями и родителями, и т.д.
Подростки часто не умеют находить компромисс в конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах: используя вербальную агрессию, драки, уход из дома, и, в крайних случаях - суициды.
Проблема воспитания подростков, и в частности, проблема изучения возможностей формирования неконфликтного поведения у подростков, во все времена рассматривалась как важная социальная задача. Однако, в настоящее время ее важность значительно возросла, поскольку реформы российского общества, обеспечивающие переход страны на новую социально - экономическую систему, оказался слишком болезненным. Они сопровождаются безработицей, ростом преступности, разрушением многих социальных институтов, среди которых находится и семья. Вследствие этого количество неблагополучных подростков увеличивается. Среди них наблюдается неуклонный рост аддиктивно зависимых и бродяжничающих подростков, совершающих уголовные преступления: воровство, драки, распространение наркотиков, грабежи, убийства. Как показывает практика, в основе многих проступков и преступлений подростков лежат конфликты со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможностей предотвращения конфликтного поведения подростков является актуальной психологической проблемой. Решение данной проблемы, в определенной степени, позволит сократить количество антисоциальных поступков подростков. В частности, необходимо исследовать процесс разрешения конфликтных ситуаций у подростков, сформировав у них систему внутренних и внешних ориентиров, позволяющих как расширить спектр поведенческих действий в значимых для них ситуациях, так и обрести способность адекватного и наиболее разумного реагирования в конфликтной ситуации.
В конце 2007 года было проведено исследование, направленное на изучение выявления динамики возникновения конфликтов у 12-13 летних подростков. Подростки заполняли специально подобранные методики по выявлению причин и динамики конфликтного поведения (Восприятие конфликта; УСК; тактика поведения в конфликте; оценка межличностных отношений по методике Т. Лири).
Результаты исследования показали, что 12-ти. летние подростки больше склонны выбирать тактику "ухода" от конфликта; больше склонны к восприятию и следованию советам со стороны других; слабо дифференцируют как свои личные качества, так и личные качества собеседника, что в большей степени может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.
13-ти летние подростки лучше различают как тип ситуации, так и лучше определяют личностные качества собеседника. Такое различение, в большинстве случаев, позволяет предотвратить возникновение и развитие конфликтной ситуации, а так же способствует лучшему анализу своего поведения во время конфликта. Но, в то же время, 13-ти летние подростки предпочитают в меньшей степени прислушиваться советов со стороны других, и действовать по собственному усмотрению, частенько предпочитая тактику "действия напролом" в конфликтной ситуации.
Рекомендуем к прочтению:
Определение видов статусов в школьных классах и группах внешкольного
учреждения
Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение под ...
Свойства ощущений
Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих
Ему.
1. Модальность — качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по с ...
Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем ...

