Методы психологического исследования

Общая психология » Психология индивидуальности личности » Методы психологического исследования

Страница 1

В психологии личности как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность приемов исследования.

Все применяемые методы можно условно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным методам относятся действующие на протяжении всего исследования лонгитюдный и комплексные методы.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократном исследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук, что позволяет устанавливать связи зависимости между явлениями разного рода. Например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

К эмпирическим способам добывания научных данных относятся обсервационные методы: наблюдения и самонаблюдения.

Наблюдение – (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение следует вести в естественных условиях и не следует вмешиваться в обычное протекание событий. Очень важно, чтобы человек, за которым ведется наблюдение, не знал об этом, т.к. в противном случае может исчезнуть естественность его поведения, а без этого невозможно получить достаточно точных объективных данных.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Эксперимент – отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии изучаемого. Подразделяется на лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.

К психодиагностическим методам относятся тесты – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств (свойств) личности. Тесты подразделяются на стандартизированные и прожективные. К психодиагностическим методам относятся анкеты современных типов, социометрия, интервью, беседы.

Праксиометрические методы включают приемы анализа процессов и продуктов деятельности, биографические и другие.

Интерпретационные методы.

В последние годы все шире в изучении своеобразия личности используются генетические методы.

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференцированной психологией и генетикой; предметом ее исследования являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды формирования индивидуальных различий по психологическим и психофизическим признакам.

И в отечественной и в зарубежной психологии накоплены многочисленные доказательства важности психологических и социально-психологических факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком, до положения человека в группе в обществе в целом. Однако наблюдаемые различия в поведении (в реакции людей на одни и те же воздействия, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) далеко не всегда поддаются объяснению прошлым опытом человека.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Особенности мышления младших школьников
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский, 1991 г.) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произволь ...

Природа и факторы развития способностей
Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей. П.А. Рудик понимает под задатками врожденные анатомо-физиологические особенности организма, ...

Групповая сплоченность и совместимость
В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. е. процессе форм ...