Родительская ответственность в структуре феномена родительства

Общая психология » Психологические особенности родительской ответственности » Родительская ответственность в структуре феномена родительства

Страница 1

По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка» [16, 25].

Р.В. Овчарова предполагает, что в развитой форме родительство включает:

• ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

• родительские установки и ожидания;

• родительское отношение;

• родительские чувства;

• родительские позиции;

• родительскую ответственность;

• стиль семейного воспитания.

Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. Родители оказывают влияние на формирование иерархии ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются.

А.Н. Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи» [15, 41]. В. Н. Дружинин говорит, что ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье [4]. Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы [15].

Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.

Родительские установки и ожидания являются еще одной составляющей феномена родительства. Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

По мнению Р.В. Овчаровой, родительские установки и ожидания включают три уровня презентации [15]:

• «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

• «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

• «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Конфликтология как наука
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, - учил древний китайский философ Лаоцзы (579-499 до н.э.), - главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойс ...

Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего ...

Гуманистический подход к организации обучения и воспитания
Теор осн: 1. лич-сть надо рассм-ть в единстве всех её сост-щих частей. В чел-ке нельзя разделить телесное и псих-ое, созн-ое и бессоз-ое, чувства и мысли (единство знаний и переживаний); 2. самый важный источник инф-ции о чел-ке – его S-ы ...