Описание целей и метода исследования
Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:
1. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.
2. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следуюших за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.
3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.
Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.
Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.
Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.
Рекомендуем к прочтению:
Власть - это ценный козырь
Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль)
Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что ...
Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени
Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэт ...
Психологические идеи в русской философии XVIII века
Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*.
Развивая просветительские идеи, необычайно широк ...

