Виды профессиональной компетентности
Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально – перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.
Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.
Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания» (1, 156 с.).
Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими.
Исследования в рамках акмеологии позволили выделить новую акмеологическую категорию – «акмеологическая компетентность» (1, 161 с.). В общем виде, она рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о принципах и закономерностях развития зрелой личности и ее профессионализма.
Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер).
«Менеджер не знает о множестве существующих способов и методов управления, не желает их изучать и тем более применять. С людьми работает, как умеет, и привык работать. Своим подчиненным он может заявлять: «Кого не устраивает работа со мной, увольняйтесь» (51).
Осознанная некомпетентность (развивающийся менеджер).
«Руководитель понял, что ему необходимо развиваться, определил границы развития (они в дальнейшем могут расширяться) и начал обучаться. Такие менеджеры по мере обучения пытаются применять полученные знания на практике» (51).
Осознанная компетентность (компетентный менеджер).
«Данный менеджер отличается тем, что найдет выход из любой сложной ситуации, в которую попадает. Компетентные менеджеры высшего звена управления, как правило, всегда на виду и достаточно известны общественности и профессионалам» (51).
Неосознанная компетентность (мудрый менеджер).
«Мудрого менеджера отличает, то, что он не попадает в сложные ситуации, из которых нужно искать выход. Очень часто данные менеджеры знают оптимальное решение, но не могут его логически объяснить другим. Иногда они не обладают большой эрудицией и обширными управленческими знаниями, и со стороны не всегда производят впечатление очень умных людей. Сложные ситуации разрешаются успешно для них, как бы сами собой. Несмотря на то, что многие из них являются менеджерами высшего звена управления, их исключительность зачастую незаметна для широкой общественности» (51).
На основе данных уровней автор выстроил модель компетентности, базирующуюся на стандартах компетентности менеджеров ведущих западных стран, т. к. российские стандарты компетентности отсутствуют; стандарты компетентности менеджеров ведущих западных стран, по мнению автора, разработаны очень качественно, комплексно и системно, хотя и имеют некоторые ограничения. Например, стандарт MCI-2 (для менеджеров среднего звена) предусматривает следующие блоки компетентности:
· инициировать и проводить улучшения услуг, товаров и систем;
· контролировать и совершенствовать предоставление услуг и поставку товара;
· контролировать использование ресурсов;
Рекомендуем к прочтению:
Что такое психологическое здоровье
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, эко ...
Принципы обучения, системный подход к применению принципов обучения.
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое на ...
Понятие «базисный конфликт» по к. хорни
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем боле ...